Владимир Путин, похоже, до сих пор не определился – быть ли ОНФ партией.
Фото РИА Новости/Reuters
Вчера Центризбирком подтвердил, что новый закон о выборах депутатов Госдумы практически готов. Однако ни слова о возможности партий создавать блоки от представителя ЦИКа так и не прозвучало. Эксперты объясняют это тем, что в Кремле пока не решили вопроса о формате Народного фронта. Зато появляются любопытные версии его участия в политической жизни. В соответствии с одной из них ОНФ предназначена роль главного оппонента оппозиции. В Кремле этот сценарий, правда, не подтверждают.
До сих пор непонятно, станет ли фронт партией, блоком различных структур или неким новым политическим образованием, аналогов в российской истории пока не имеющим.
Между тем фронтовики активно готовятся к мартовской конференции, где, как удалось выяснить «НГ», будет обсуждаться предвыборная статья президента Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» («Комсомольская правда» от 13.02.12). Как стало известно «НГ», глава государства на этот форум уже приглашен.
Неясность с определением статуса фронта проявилась в полной мере при обсуждении законопроекта о выборах депутатов Государственной Думы на вчерашнем собрании «Открытой трибуны». Зампред Центризбиркома Леонид Ивлев рассказал, что проект включает 525 страниц, на которых и изложена возвращаемая стране смешанная система образования нижней палаты парламента, при которой половина депутатов избирается по партийным спискам, а половина – по одномандатным округам. Проходной барьер для партий предполагается на уровне 5%. Структур, имеющих право участвовать в выборах, по последним данным Минюста, сейчас 35, хотя зарегистрировано 55. Можно предположить, что к началу избирательной кампании этого года, стартующей летом, все они получат право идти на выборы.
К сожалению, Ивлев вчера был предельно лаконичен. И хотя он признался, что накануне ночью до 3 часов занимался правкой документа, сообщать о нем другие ключевые подробности, кроме уже названных, наотрез отказался. «Хоть иголки мне под ногти загоняйте – ничего вам больше не скажу», – как бы шутил зампред ЦИКа в кулуарах «Открытой трибуны». Поэтому узнать у него, разрешаются блоки партий или нет и какой проходной балл для них устанавливается, а также – будут ли дополнительные трудности для одномандатников, не удалось.
Оригинальную точку зрения по последнему вопросу высказал участник «Открытой трибуны», глава Центра политической информации Алексей Мухин: «Система должна быть чисто одномандатной. Каждый избиратель должен иметь своего депутата. Партии должны формировать фракции, уже будучи избранными в Госдуму. Формирование фракций выявит степень влияния партий, потому что никто не будет знать, сколько именно депутатов пройдет».
Между тем, как пояснили «НГ» в администрации президента, в Кремле считают нецелесообразным отходить от рекомендации Владимира Путина – сочетать на парламентских выборах партийный принцип с выдвижением одномандатников. По мнению собеседника «НГ», именно такое сочетание даст возможность развивать политическую конкуренцию на местах.
Источник «НГ», близкий к ведомству Владимира Чурова, пояснил: «Законопроект теперь отправляется в администрацию президента для окончательного согласования, а потому скорее всего отдельные нормы в нем присутствуют, как обычно, в нескольких вариантах».
Собеседник «НГ» предположил, что отказ Ивлева говорить о перспективах избирательных блоков может быть связан в том числе с таким фактором: «В Кремле, судя по всему, пока и не пришли к единому пониманию будущего Общероссийского народного фронта».
Член ЦИКа Леонид Ивлев хранит тайну законопроекта. Фото ИТАР-ТАСС |
По мнению Алексея Мухина, роль Народного фронта зависит от оценки властью политической ситуации в стране: «Очевидно, власть хочет закрепить эффект, который обнаружился в начале года, когда обществу предъявили тезис о стабилизации ситуации. Власть подчеркивает, что первый этап политической реформы – этап нестабильности – завершен». Отчасти власти правы, замечает эксперт, поскольку системная оппозиция не смогла перевести протесты в разряд динамично развивающегося протестного движения. Но, предупреждает Мухин, при этом власти занимаются самоуспокоением, потому что причины протестов пока существуют: «Они могут породить новые формы борьбы с властью. А значит – и новые вызовы».
Народный фронт, подчеркивает эксперт, именно поэтому пока не сформулировал свои основные тезисы, в соответствии с которыми он будет действовать в ближайшее время, особенно в преддверии парламентских выборов: «Эти тезисы будут зависеть от новых вызовов, от масштаба и лозунгов протестов.
Понятно, что этот вопрос не снят, а значит, надо менять формы работы с несистемной оппозицией и методы воздействия на нее. Народный фронт призван оппонировать протестующим. И получится, что дискуссия ведется внутри общества, а государство займет роль третейского судьи». То есть оппонентом оппозиции скорее всего сделают не государство, а Народный фронт, рассуждает эксперт.
Отвечая на вопрос «НГ», насколько готов Кремль занять позицию третейского судьи, источник газеты в администрации президента заметил, что Народный фронт создается не для конфронтации с кем бы то ни было, а для дискуссии с любой политической силой на площадке ОНФ. По словам источника, фронт готов обсудить любую проблему и с Борисом Немцовым, и с Ксенией Собчак, и с Сергеем Удальцовым, и с другими вождями оппозиции.
Сомневается в плодотворной дискуссии разных политических сил внутри Народного фронта вице-президент Центра политических технологий Борис Макаренко: «ОНФ нужен Путину не для создания определенного фона. Ему явно не хочется стоять перед народом на фоне «Единой России», потому что этот фон теряет популярность. Народный фронт – это скорее декорация для президента». Эксперт предполагает, что фронт станет общественной организацией: «И по нынешним политическим нравам поляризации на позицию свою – и неправильную, власть не нуждается ни в каких прокладках и маневрах».
Макаренко уверен, что оппозиция не захочет участвовать в дискуссиях Народного фронта, «потому что понимает, что там ей делать нечего. На самом деле политика у нас с 2013 года становится тем, чем она должна быть. Но политика сегодня – это ЖКХ, образование, здравоохранение, социалка. Вот это станет политикой, уже становится. А на той площадке власти гораздо тяжелее вести разговор, потому что там пропагандистскими штампами и доминированием в телевизоре не отделаешься».