Владимир Чуров, похоже, сделал выбор.
Фото ИТАР-ТАСС
Сегодня в Госдуме ждут председателя Центризбиркома Владимира Чурова. Он встретится с руководством «Единой России» и трех оппозиционных фракций на заседании комитета по конституционному законодательству. Причем депутаты обсудят не конкретный закон, а некие общие подходы к организации избирательного процесса. ЦИК торопит Думу с принятием основных решений, чтобы, по данным источников «НГ», быстрее выбрать техническое устройство для голосования. Оппозиция опасается, что интернетизация процедуры приведет к полной потере контроля за ее результатом.
Ключевое слово предстоящей сегодня на профильном думском комитете дискуссии – «бюллетень», форму которого надо утверждать как можно быстрее, чтобы уже на региональных выборах этого года начать отработку голосования в условиях мультипартийной системы. А ключевые аббревиатуры сегодняшнего мероприятия – КОИБ и КЭГ. То есть комплекс обработки избирательных бюллетеней и комплекс электронного голосования. ЦИК РФ должен как можно быстрее получить от законодателя четкое мнение на тот счет, какое из этих устройств станет основным в деле модернизации российских избирательных технологий. Как уверили корреспондента «НГ» думские собеседники, председатель Центризбиркома Владимир Чуров сегодня представит партийным руководителям аргументы «за» и «против» того или иного чуда современной техники.
Напомним, что раньше упор делался на использование КОИБов, представляющих собой по большому счету лишь встроенные в голосовательные урны сканеры. Любопытно, что на всех выборах последнего времени оппозиция и независимые наблюдатели отмечали такую тенденцию: на участках с КОИБами партия власти получала в среднем меньше голосов, чем там, где использовался ручной подсчет. КЭГов в стране и так было немного – тысяча штук, причем все они не использовались. А все потому, что были примерно в пять раз дороже КОИБов, а главное, в законе существовало ограничение по их применению – использовать не более чем на 1% избирательных участков (на федеральных выборах их образуется чуть более 100 тыс.). Однако в октябре 2012 года это тормозящее прогресс ограничение было снято. Правда, без анонсирования поистине прорывного решения. Просто под грохот фанфар по поводу возвращения прямых губернаторских выборов и криков оппозиции насчет муниципального фильтра из закона об основных гарантиях избирательных прав была вычеркнута соответствующая строчка.
Конечно, кто-то может считать это простым совпадением, но примерно в то же время представители ЦИК РФ заговорили о том, что большое количество новых партий (сейчас их уже 55) приведет к необходимости делать многостраничный бюллетень, а вот его КОИБы без сбоев скорее всего обрабатывать не смогут. Так что ведомство Чурова даже приостановило закупки данной техники, предложив парламенту несколько вариантов выхода из возникшего технического тупика.
Один из них снова будет обсуждаться на сегодняшнем заседании комитета ГД по конституционному законодательству. Это идея о так называемом номерном бюллетене. То есть когда названий партий в нем нет, а есть кодовые номера. Расшифровку избиратель может увидеть на стенде рядом с голосовательными ящиками.
Секретарь ЦК КПРФ и глава юрслужбы Компартии Вадим Соловьев в беседе с «НГ» сообщил, что коммунисты категорически возражают против обезличивания выборов. Хотя бы потому, что когда в бюллетене присутствует название партии – это является дополнительным агитационным ресурсом. И действительно, если посмотреть на то, как строится предвыборная агитация, то легко заметить, что связка «номер в бюллетене – название партии» применяется всеми участниками выборов.
Соловьев сообщил, что, по предварительным данным, Чуров, кроме того, может озвучить ключевые положения проекта нового закона о выборах в Госдуму.
При кнопочном голосовании бюллетени исчезнут – и нечего будет проверять. Фото РИА Новости |
«Все оппозиционные парламентские партии заранее настроены против этого закона, считая его разрабатываемым исключительно в пользу «Единой России», вот Чуров и решил попробовать их лично в этом разубедить», – заметил депутат из КПРФ. При этом он, правда, сомневается, что такое возможно. Что же касается обсуждения технических аспектов избирательных кампаний, то тут позиция КПРФ такова: «Мы за обычное голосование обычными бумажными бюллетенями».
По словам Соловьева, все метания ЦИКа вокруг КОИБов и КЭГов выглядят надуманными. Ведь современные сканеры, принтеры и копиры спокойно заглатывают пачки бумаги в руку толщиной, и непонятно, почему этого не могут делать те же КОИБы. «В конце концов легко можно сделать так, чтобы избиратель заправлял в КОИБ только тот лист бюллетеня, на котором расположена та партия, за которую он голосует, – а остальную часть бюллетеня пусть выбрасывает». Зампред комитета по конституционному законодательству от ЛДПР Сергей Иванов заявил «НГ», что он вообще предложил ЦИКу сделать бюллетень в виде рулончика перфорированной ленты: «Какой листок кому надо, тот его и оторвет». Если отбросить шутки, то Иванов также считает тревожную суету Центризбиркома вокруг бюллетеня неискренней.
А по поводу КЭГов представители партий выражают полное недоверие. Например, Соловьев отметил, что ЦИК категорически отказывается от любых предложений о гарантированной открытости электронного голосования для участвующих в выборах партий. Например, от принципа коллективного системного администратора. Иванов также пояснил, что все дело в неверии оппозиции в добросовестность чуровских программистов. Примеры этому есть: скажем, Соловьев напомнил, что ни разу ЦИК РФ не удалось убедить в необходимости выборного ручного пересчета участков с теми же КОИБами. «А теперь, если результаты голосования вообще станут чисто виртуальными, то как по ним можно будет предъявлять претензии?» – подчеркнул он. Кстати, коммунист уверен, что более или менее приятные для оппозиции результаты голосований на участках с КОИБами были не более чем «ее заманиванием, своего рода наживкой, которую она должна была заглотить и потом уже спокойно согласиться со всеми новыми выборными интернет-технологиями». Если они будут введены, заявил Соловьев, наблюдение за выборами будет невозможно. А новая профессия наблюдателя – через этот институт все партии в последнее время тренировали своих активистов – просто окажется никому не нужной.