Александру Бастрыкину сопутствует удача.
Фото РИА Новости
Следственный комитет России продолжает усиливать позиции среди прочих органов госвласти. Председатель СКР Александр Бастрыкин легко пробивает через Госдуму нужные его ведомству законопроекты стоимостью в полтора десятка миллиардов рублей. Причем даже без финансового заключения правительства, да еще и вводимые задним числом. А проекты, лоббируемые прокуратурой по поводу усиления ее полномочий, СКР легко останавливает. Эксперты отмечают, что стародавний конфликт двух правоохранительных структур не затихает, а просто переходит из одной сферы в другую.
Вчера на комитете Госдумы по безопасности планировалось обсудить два законопроекта, связанных с деятельностью Следственного комитета России. Первый предполагал повышение денежного довольствия руководящим сотрудникам СКР. Второй разрешал прокуратуре осуществлять надзор за деятельностью ведомства Александра Бастрыкина, не связанной с его следственными функциями. То есть прокуратура хотела на общих основаниях, как и в отношении других министерств и федеральных служб, проверять соблюдение Следкомитетом Трудового кодекса, законов о госслужбе, о противодействии коррупции и т.д. Авторами обоих документов выступили единороссы из думского комитета по безопасности. Однако вчера выяснилось – перспективы проектов различаются.
Например, инициатива о повышении жалованья следователям без каких-либо споров была рекомендована профильным комитетом ко второму и третьему чтениям. Они состоятся на следующей неделе, о чем с гордостью сообщил через свой аккаунт в Twitter один из его подписантов – зампред комитета по безопасности Александр Хинштейн. Согласно замыслу, доплата сотрудникам СКР за особые условия службы будет составлять не 50% оклада, а 175. Причем рост этот произойдет в течение 2013 года. А еще – в основном руководящему составу – будет выплачиваться некое ежемесячное денежное поощрение. В размере пяти окладов – заместителям главы СКР, четырех – начальникам управлений центрального аппарата и приравненным к ним чиновникам, а также главам региональных отделений. Самое маленькое поощрение, в один оклад, полагается руководителям горотделов СКР. На все это потребуется в ближайшие два года чуть менее 15 млрд. руб. Как ни странно, по состоянию на вторую половину вчерашнего дня в думской законодательной базе не было размещено обязательное для расходных законов заключение правительства.
Между тем если закон требует бюджетных ассигнований, без этого документа он не может быть внесен в Госдуму. И это не пожелание думского или правительственного регламента, а прямое указание Конституции. Пункт 3 статьи 104 Основного закона гласит: «Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения правительства РФ».
Однако Бастрыкина не остановила даже Конституция – к тому же два раза. Дело в том, что, кроме отсутствия финансовой экспертизы кабинета министров, закон еще и вступит в силу частично задним числом – с 1 января этого года.
Впрочем, как сообщил «НГ» источник в комитете по безопасности, текст правительственного заключения вчера все-таки появился – только у некоторых авторов законопроекта о повышении следовательских окладов. Заключение оказалось положительным, да к тому подписанным якобы 20 декабря. «Совершенно точно, что в это время его еще не могло быть, потому что этот закон официально через правительственную комиссию по законопроектной деятельности тогда не проходил, а заключение могло быть утверждено только на ней», – пояснил собеседник «НГ». По его уверениям, бумага сделана задним числом только потому, что это нужно Бастрыкину.
Любопытно, что одновременно с такими чудесами, как сдвиг времени и оттеснение скупого Минфина, руководство СКР, судя по всему, может менять и мнение администрации президента. Хинштейн в своем Twitter упомянул еще об одном проекте, который первоначально тоже планировался на вчерашнее заседание комитета по безопасности. А именно – о поправках к закону о прокуратуре, о которых депутат написал, что их теперь кремлевская администрация не поддерживает. Хинштейн числится среди авторов этой инициативы – вместе с другими коллегами из «Единой России». Смысл законопроекта в том, что Следкомитет не упомянут среди прочих ведомств, за общегосударственной деятельностью которых прокуратура имеет право осуществлять надзор. Вот это депутаты и предлагают исправить, но теперь не в ближайшее время, а позже.
Депутат из данного профильного комитета Дмитрий Горовцов («Справедливая Россия») сказал «НГ», что перед нами очередной раунд противостояния двух силовых ведомств, которые стараются не уступать друг другу ни в чем. По словам Горовцова, «вполне понятно, что некий якобы общий контроль прокуроров над следователями, вроде бы и не связанный с процессуальными правами тех или других, все равно резко усилил бы возможности прокуратуры влиять на деятельность СК». Горовцов советует обеим структурам перестать мериться «шириной галифе» и заняться наведением порядка в собственных рядах.