Сергей Нарышкин в курсе проблемы вице-президентства.
Фото РИА Новости
Еще в декабре, по информации «НГ», во власти активно обсуждался вопрос возвращения в Конституцию статьи о вице-президентстве. От сценария подобного рода решено было отказаться сразу по нескольким причинам. Эксперты объясняют отказ несовместимостью идеи вице-президентства с реалиями нашей политической жизни.
Источник в Госдуме сообщил «НГ» о том, что в администрации президента к концу 2012 года была завершена необходимая юридическая работа по законодательному оформлению института вице-президентства. «Подготовлен весь пакет документов, которые необходимо принять в том случае, если решение о введении поста вице-президента все-таки будет принято», – отметил собеседник «НГ», сославшись на информацию со Старой площади. Думский источник подчеркнул – конечно, речи о скором появлении рядом с главой государства его заместителя не идет, поскольку «Владимир Путин, насколько известно, пока никаких политических решений на этот счет не принимал». Скорее речь идет о создании очередного варианта модернизации политической системы, который готовится, так сказать, впрок.
Показательным в связи с этим является высказывание председателя Госдумы Сергея Нарышкина в одном из его предновогодних интервью: возможны лишь ее точечные изменения – например, по части изменения порядка формирования Совета Федерации. Но когда корреспондент журнала «Итоги» напомнил ему об идее введении поста вице-президента, Нарышкин уверенно прокомментировал такую возможность: «Если вы задаете вопрос, имея в виду государственное устройство США, то там власть построена совершенно иным образом. Не надо эту модель даже условно применять к России». И повторил, что вряд ли стоит ожидать серьезных корректировок российского Основного закона.
Собеседник «НГ» подчеркнул, что Нарышкин выразил несогласие именно с американской моделью власти, а не с самой возможностью появления рядом с президентом зама в официальном статусе.
Другой источник «НГ», близкий к законодательному комитету Госдумы, подтвердил – идея эта обсуждалась как рабочий вариант, но так и не вылилась в законопроект: «Все рассосалось. Главный довод в пользу отказа от введения поста: в России и так существует довольно четкая процедура преемственности на случай форс-мажора». Наверху, отмечает источник, «оценили масштабы «бедствия» – ведь пришлось бы менять Конституцию, а этого не захотел никто».
Третий источник «НГ» рассказал, как накануне Нового года участвовал в обсуждении проекта в компании «влиятельных людей, близких первому президенту России и сохранивших влияние на современную политику страны»: вспоминали, к чему привело вице-президентство Александра Руцкого во времена Бориса Ельцина, «и решили не возвращаться к конфликтному сценарию».
Напомним, что в последний раз идея вице-президентства публично обсуждалась в ходе президентской избирательной кампании. Предложение о том, что этот пост надо отдать Дмитрию Медведеву, выдвинул тогда глава Института современного развития Игорь Юргенс. Эксперт и сегодня уверен: идея не умерла, и пост вице-президента востребован в российской политике: «Я был «за» и остаюсь «за». Тогда обсуждался вопрос ситуативно – под Медведева, но буду очень доволен, если это состоится сегодня. Поскольку вице-президент мог бы представлять президентскую власть в двух палатах парламента и заняться существенной конституционной и судебной реформами, к которым Медведев абсолютно готов». При этом, замечает собеседник «НГ», Медведев был бы вторым высшим должностным лицом в государстве, избранным в пакете с президентом, и шесть лет мог бы не волноваться по поводу отставок, наездов и других неприятностей, случающихся с любым человеком, который занимается таким делом, как судебная или пенсионная реформа.
Жаль, что эта идея была заморожена, сетует Юргенс: «Если бы они пошли на выборы вместе, не было бы всех этих разговоров о конце тандема, не было бы излишних упреков, не было бы внутренней схватки вокруг исполнительной власти».
Источники «НГ» на Охотном Ряду утверждают, что недавнее возобновление обсуждения этой темы вызвано желанием элит подстраховаться на случай возможных затруднений исполнения своих обязанностей российскими президентами. Однако, по словам Юргенса, «наш президент не дает оснований думать о его недееспособности».
Формат сотрудничества Владимира Путина и Дмитрия Медведева в ближайшее время не изменится. Фото Reuters |
Между тем, уверен глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский, очень плохо, когда мысль о вице-президенте обсуждается с целью решения текущей политической ситуации: «Несчастный опыт Ельцина как раз был связан с попыткой, как он думал, простого тактического решения 1991 года – привлечения колеблющихся коммунистов – и кончился известно чем».
Все эти обсуждения, считает Павловский, говорят о том, что мы не относимся серьезно к государству: «Мы воспринимаем его все время как недострой, в котором можно в любой момент разобрать одно крыло, чтобы пристроить башенку с другой стороны...»
В Америке нет никаких проблем с вице-президентами, потому что там серьезно относятся к институтам, понимая, что институт, который введен по ситуативным соображениям, обязательно потом выходит из-под контроля, указывает Павловский: «В нынешнем нашем состоянии, когда часть правящих элит впала в состояние кота, напившегося валерьянки, начинать перестройку конституционного строя опасно».
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров напоминает, что сюжет с вице-президентством не умер, но есть большие проблемы с реализацией проекта: «Вице-президент – достаточно функциональная позиция, связана в первую очередь с электоральной демократией. То есть если у вас есть серьезные выборы, если вам на эти выборы надо мобилизовывать разные группы электората, тогда вице-президент способен играть серьезную роль в обеспечении выигрыша тому или иному кандидату. А дальше он играет роль во многом статусную». В России, подчеркивает эксперт, можно придумать все что угодно, «но пока у нас нет нормальных выборов, вице-президент будет играть роль чисто декоративную»: «У него нет функционального места в нашей политической системе, и поэтому любой вице- захочет претворить свою должность в реальную серьезную власть».
Профессор кафедры конституционного и муниципального права Высшей школы экономики Илья Шаблинский напомнил, что в свое время не только Руцкой попортил много крови Ельцину, но и Геннадий Янаев – Михаилу Горбачеву: «Фактически этот институт является часто дремлющим. Главная роль должна быть сыграна, когда президент неожиданно уходит с политической арены. Мы помним, что Руцкой оказался очень разочарован, когда выяснил – ему просто нечего делать...»
Очевидно, пост вице-президента в России появится не скоро. Подступаясь к проекту, власти каждый раз натыкаются на одно и то же препятствие – собственную вертикаль. Потому что разделение властей – вещь демократическая, а копирование институтов без изменения содержания государственной системы неизбежно рождает только одного ребенка, довольно уродливого: стремление к захвату власти, сопровождающееся расколом в элитах и в обществе.