Юрий Чайка рассчитывает на поддержку общества.
Фото РИА Новости
Генпрокуратура готовит отчетный доклад за 2012 год. Там будет отмечено серьезное укрепление позиций ведомства. По информации газеты, ГП рассчитывает на внесение в новом году поправок в УК и УПК, усиливающих надзорные функции. Согласование именно этих инициатив тормозит процесс создания Единого следственного комитета – расширение возможностей надзора означает неизбежное сужение функций СКР.
В Генпрокуратуре считают, что ведомству удалось укрепить свои позиции, и надеются на продолжение процесса. По словам начальника управления правового обеспечения ГП Олега Логунова, усиление прокурорского надзора призвано в первую очередь защитить граждан: «Люди не будут обращаться в слабый, беспомощный орган власти. Внутриведомственный контроль всегда был менее эффективным, чем прокурорский надзор. По аналогии: судебный контроль тоже эффективнее ведомственного».
Изменения в объеме прокурорского надзора, по словам Логунова, будут осуществлены через поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и в Закон «О прокуратуре». Закон о Едином следственном комитете эти вопросы не регулирует. В то время как в УПК, напомним, содержатся нормы, определяющие процедуру прокурорского контроля над органами предварительного расследования.
Генпрокуратура главную свою задачу в новом году видит в изменении именно этих норм УПК.
Во-первых, ГП добивается возможности для прокурора – как во всем мире, подчеркивает Логунов, – возбуждать уголовные дела: «Тем более – по материалам наших собственных проверок. Сегодня, если прокурор провел такую проверку, он вынужден просить следователя возбудить уголовное дело. А тот еще посмотрит: надо или не надо это делать. Получается, что прокурор проводит проверку, а уголовное дело возбуждает совершенно другой орган».
А главное, уверены прокуроры, нельзя сохранять такой порядок, в соответствии с которым следователи расследуют дела, связанные с правонарушениями в их же ведомстве. Необходимо, подчеркивает Логунов, чтобы расследованием преступлений в этой категории дел занимались уполномоченные прокуроры: «Чтобы следователи, например, не могли расследовать дела на судей, которые в их же отношении осуществляют судебный контроль. Иначе нарушается баланс, поэтому мы считаем, что в отношении профессиональных участников процесса уголовные дела должны расследовать прокуроры».
Предложения Генпрокуратуры обсуждаются сегодня в Государственной Думе, в Общественной палате и в Ассоциации юристов. Прежде чем обращаться к парламенту с готовыми поправками, в ГП хотят «понять настроение общества».
В ведомстве Юрия Чайки считают успешным прошедший год: ГП значительно укрепила свои позиции. Там подсчитали, что из 10 публикаций в прессе 9 говорят о пользе укрепления надзорных полномочий прокуратуры. Второй приятный для Генпрокуратуры вывод – возвращение части полномочий. Например, поправки в УК и УПК предоставили прокурору право отменять незаконное постановление следователя о прекращении уголовного дела. Ранее в этом случае прокурор не имел возможности вмешаться. Кроме того, прокуроры могут теперь отменять и незаконное постановление о приостановлении уголовных дел.
И, наконец, прокуроры получили право санкционировать проведение контрольных проверок, что особенно важно для бизнес-сообщества.
Президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник считает, что изменений в УК и УПК недостаточно. Но он согласен с тем, что надзорные функции прокуратуры должны быть усилены: «Прокурор – хозяин уголовного преследования. Прокуратуре нужно вернуть право возбуждать дела. Или направить следователю указание, обязывающее его возбудить дело. Указание должно быть обязательным для следствия».
Сегодня существует абсурдная ситуация, подчеркивает Генри Резник, – если прокурор получает дело, в котором обвинение не соответствует собранным материалам, он не может прекратить уголовное преследование: «Он может только вернуть его следователю с какими-то указаниями. Зато тот имеет право снова направить дело прокурору... Который может опять выразить несогласие со следователем... И этот пинг-понг теоретически может продолжаться до истечения срока давности».
В то же время, уверен собеседник «НГ», не надо доводить дело до перегиба, когда, как было в советские времена, прокурор дает жесткое указание провести следственное действие. Или сам принимает дело к производству.
После новогодних каникул, в конце января – начале февраля, по информации «НГ», Госдума вернется к обсуждению вопроса о создании в стране суперсилового ведомства – российского ФБР. С учетом отечественных реалий – в частности, слабости общественного контроля над чиновниками – важно, чтобы наделение его суперполномочиями не отодвинуло на второй план надзорных функций прокуратуры.