Такое впечатление, что результаты внешнеполитического курса Обамы в конце первого срока его пребывания в Белом доме не намного лучше, чем у его предшественника Джорджа Буша. Честно пытаюсь найти какие-то серьезные достижения Обамы, но тщетно. Четыре года назад в разгар обамамании были большие ожидания, но, как часто бывает, все вернулось на круги своя.
Если Джордж Буш с Кондолизой Райс отметились поражением США в Ираке и Афганистане, провалом крестового похода за демократию и крахом цветных революций на постсоветском пространстве, то у Барака Обамы с Хиллари Клинтон – это неуправляемый кровопролитный хаос на Ближнем Востоке, обнуление достижений «перезагрузки» и практически возврат к холодной войне с Россией.
Стихли восторженные речи о победе демократии в результате событий арабской весны. Вместо этого мы видим в этом регионе постоянные столкновения между этническими, религиозными, племенными и другими группировками, которые невозможно взять под контроль. Никто не знает, как прекратить бойню в Сирии. Сенат США запретил Пентагону закупку российских вертолетов для использования в Афганистане, так как Москва продает оружие Сирии, не нарушая, впрочем, при этом никаких международных обязательств. Вместе с тем именно американский союзник Ирак разрешает Ирану поставлять вооружение через свою территорию режиму Башара Асада. Как пишет New York Times, «воздушный коридор над Ираком стал главным каналом поставок оружия правительству президента Сирии». Все попытки и усилия администрации Обамы убедить иракские власти запретить использование Ираном своего воздушного пространства остаются безрезультатными. Следует отметить, что пока у власти был Саддам Хусейн, Ирак выступал сдерживающей силой против иранских аятолл. Сейчас же Ирак все более сближается с Ираном и все чаще одобряет его политику не только в отношении Сирии, но и по другим международным проблемам.
Не секрет также, что Запад поставляет вооружение сирийской оппозиции через Саудовскую Аравию, Катар и некоторые другие страны Залива. При этом оружие часто попадает прямиком в руки исламистских террористических группировок, которые сражаются на стороне оппозиции. Тем не менее Хиллари Клинтон обвиняет именно Россию и в меньшей степени Китай за их позицию в сирийском вопросе, причем с использованием ненормативной для дипломатов лексики.
В последние недели своего пребывания на посту госсекретаря госпожа Клинтон находит время, чтобы слетать в Прагу и сделать выговор чехам за их намерение заключить контракт с Россией о строительстве атомной электростанции. Затем, не теряя времени, в Дублин, где она прямо заявляет, что Америка будет всячески препятствовать созданию экономического и таможенного союза России с ее соседями. «Можете быть уверены, – сказала Клинтон, – мы знаем цели этого союза и сумеем им помешать».
Такая грозная атака Хиллари на Россию не помогла ей избежать обвинений со стороны специальной государственной комиссии по расследованию разгрома американского консульства в Бенгази. Комиссия указала именно Госдепартамент как главного виновника этой трагедии, приведшей к гибели посла и других американских дипломатов. Хиллари уходит со сцены с далеко не гордо поднятой головой.
Очень жаль, что и такой достойный человек, как сенатор Ричард Лугар, лидер республиканцев в сенатском комитете по международным делам, который, так же как и Хиллари, покидает свой пост, в своем прощальном выступлении призвал без обиняков «подорвать господство России на рынке энергоносителей» путем их поставок в Европу из Каспийского региона в обход России.
Трудно сказать, как такие заявления сочетаются с языком «перезагрузки», но это уже скорее риторический вопрос, так как, по общему признанию, ее короткая эпоха завершилась, а последним сокрушающим ударом по ней стал, несомненно, «Закон Магнитского».
Об этом законе много писалось, так что повторяться здесь не имеет смысла, но все же приведу лишь одну цитату из выступления при голосовании в палате представителей республиканца Рона Пола, кстати, одного из бывших кандидатов на пост президента США.
Рон Пол голосовал против, объяснив это тем, что «принятие законопроекта позволит правительству США [при составлении списка] учитывать мнение неправительственных организаций, которые начнут подавать собственные списки лиц, на которых начнут распространяться данные санкции. НПО не являются судейской коллегией и не могут быть беспристрастными. Большинство из них спонсируются государствами или политическими партиями, такие НПО ангажированы. Это напоминает «народные трибуналы» советских времен, для которых доказательства вины были несущественны».
Но хватит о печальном, есть и хорошие новости, и прежде всего это появление новых лиц в Госдепе. С большой вероятностью пост госсекретаря займет сенатор Джон Керри. Мне он представляется сторонником скорее прагматичного, чем идеологического подхода к внешней политике, что хорошо.
Предстоящий визит Обамы в Москву также хороший знак. Неотягощенный мыслями о следующей избирательной кампании, он должен думать скорее о своем историческом наследии, а реальный прогресс в улучшении отношений с Россией сможет внести достойный вклад в список его достижений.
Обама прекрасно понимает, что, говорим ли мы о мировой безопасности или экономике, взаимовыгодное сотрудничество с Россией играет важную роль в решении многих глобальных проблем. Учитывая огромные трудности, которые Америке предстоит преодолевать во внутренних и международных делах, меньше всего ей нужна еще и конфронтация с Россией. К сожалению, к такой конфронтации призывают жаждущие реванша бывшие советники проигравшего Ромни, уже начавшие кампанию за отмену предстоящего саммита в Москве.
Саммит, конечно, состоится, и еще есть достаточно времени для подготовки наиболее плодотворной повестки дня. Хорошо бы, если в этом процессе участвовали не только государственные чиновники, но и представители гражданских обществ России и США.