Минюст предлагает поправить в законе о прокуратуре РФ ст. 5 (недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора). Не для того чтобы это стало возможно, а для защиты конституционных прав граждан на доступ к информации и судебную защиту. Чтобы люди могли требовать материалы проверок, затрагивающих их интересы, если, конечно, это не связано с разглашением каких-либо секретов. А в случае отказа – жаловаться в суд. Инициативу Минюста, конечно, надо приветствовать. Однако еще в 2000 году КС уже признал ст. 5 неконституционной. И повелел оперативно изменить закон.
В действующем законе о прокуратуре в этой ст. 5, в частности, говорится, что прокурор не обязан давать пояснений относительно каких-либо дел и материалов, которыми он занимается.
А также давать их кому бы то ни было для ознакомления, если, конечно, он не должен это делать в силу того или иного закона. И вот сейчас на интернет-сайте Минюста можно увидеть законопроект, предлагающий откорректировать эту статью. В том направлении, что граждане смогут обращаться в прокуратуру за получением информации о сути проверок, в ходе которых затрагиваются их личные права, свободы или интересы. Писать просьбу показать материалы нужно будет на имя или на того прокурора, который занимается данной конкретной проверкой, или на имя его начальника.
При этом в законопроекте сразу же оговариваются причины, по которым гражданин к материалам проверки никогда допущен не будет. Речь идет о гостайне, коммерческой или служебной тайне третьих лиц. А также их частных, личных и семейных секретах, в том числе неприкосновенности жилища и тайны переписки. Тут, конечно, можно было бы предположить, что, пользуясь такими неконкретными поводами, гражданам прокуроры станут отказывать постоянно. В Минюсте об этом явно тоже подумали, а потому написали четко: в случае отказа в предоставлении материалов или документов заявителю должна быть сообщена причина, а также право обжаловать такое решение в вышестоящих инстанциях прокуратуры либо в суде. Изменения в законе о прокуратуре, считают в Минюсте, таким образом обеспечат конституционные права граждан на доступ к информации и судебную защиту. А также приведут текст ст. 5 в соответствие с решением Конституционного суда.
И вот тут начинается самое интересное. Оказывается, еще в феврале 2000 года КС по жалобе простого российского гражданина из Самары установил, что данная норма – не предоставлять никому материалов проверок – не соответствует Конституции РФ. Поскольку по смыслу правоприменительной практики она приводит к тому, что прокуроры отказывают гражданам без всякого объяснения причин. А те, в свою очередь, не могут обратиться в суд, поскольку не знают, на что же точно им жаловаться. А вот в целях защиты независимости прокуратуры от вмешательства в ее деятельность других органов власти данная норма, постановил тогда же КС РФ, выглядит вполне конституционной. Потому он и поставил перед исполнительной и законодательной властями задачу четко разграничить один смысл от другого.
Однако этого не было сделано ни в положенные по закону три месяца после решения КС, ни через три года, ни даже через десять лет. А только сейчас, когда на сайте Минюста появился соответствующий законопроект.
Кстати, скорее всего он будет принят как раз в 13-ю годовщину принятия Конституционным судом постановления о сомнительной легитимности одной из статей закона о том органе, который как раз и обязан надзирать за конституционностью и законностью.
Можно, конечно, предположить, что разграничить вопросы независимости прокуратуры и все-таки подконтрольности ее действий гражданам было очень сложно, а потому для этого и понадобилось столь много лет. Как бы не так: еще в мае 2000 года тогдашний исполняющий обязанности генпрокурора Владимир Устинов выпустил специальное указание. Где четко прописал, что материалы проверок предоставляются гражданам лишь в том случае, если они касаются лично их, что никаких тайн при этом разглашать нельзя, что все отказы должны быть конкретно мотивированы и что гражданам должны быть разъяснены их права на жалобы и судебные иски.
То есть получается, что спустя 13 лет Минюст просто оформил в виде законопроекта то, что генпрокурор написал тогда в своем приказе. А это значит, что все нулевые годы никто просто не хотел заниматься такой мелочью, как права граждан на получение информации, которую государство на них собирает.
Напомним, что именно в те времена президент Владимир Путин неоднократно объявлял о диктатуре закона и незыблемости Конституции – прежде всего для защиты прав и свобод человека.