В ложных тревогах обнаружена политическая начинка.
Фото РИА Новости
Российское правительство готовит к внесению в Госдуму проект закона о корректировке статьи 207 Уголовного кодекса РФ. По предложению Федеральной службы безопасности должна быть ужесточена ответственность за ложные сообщения о теракте. Объяснение: с помощью ложных тревог оппозиция дестабилизирует обстановку в стране. При этом никаких доказательств данному утверждению в законопроекте не приводится.
В нынешней редакции статьи 207 УК РФ за ложное сообщение о террористическом акте полагается или штраф в 200 тыс. руб., или различные сроки ограничения свободы и исправительных работ, а по максимуму – три года тюрьмы. Однако, как следует из подготовленного юристами ФСБ законопроекта о корректировке этой статьи УК, такое наказание мало кого пугает.
Законодательная инициатива чекистов об ужесточении ответственности за такого рода обман государственных органов вчера ушла на согласование в правительство. В ней предлагается наказывать или штрафом в полмиллиона рублей, или посадкой на пять лет тех «шутников», фальшивые предупреждения которых привели к крупному ущербу. Таковым решено считать сумму не меньше миллиона рублей.
Казалось бы, вполне разумная инициатива, ведь действительно ложные тревоги отвлекают время и силы правоохранителей от реального противодействия преступникам. Однако ФСБ под свой законотворческий акт подвело совсем иную базу ≈ политическую.
В пояснительной записке обозначено, что с помощью ложных сообщений о терактах отдельные радикальные и оппозиционные группы дестабилизируют обстановку в стране. Ни одного названия или факта, впрочем, не приводится. Поэтому и непонятно, кого ФСБ имеет в виду под «радикалами и оппозиционерами». Хотя некоторые статистические данные чекисты все-таки в документе приводят. И цифры свидетельствуют, что за последние несколько лет количество ложных сообщений в их адрес растет примерно два раза за год.
Например, в 2011 году таковых зафиксировано почти две тысячи, из которых половина в результате соответствующего расследования получила конкретных авторов. Но опять же нет ни одного слова на тот счет, сколько из них оппозиционеров радикального толка. При этом другие данные за тот же 2011 год не подтверждают часто повторяемое в пояснительной записке утверждение о неких врагах Отечества, специально обрывающих линии связи с ФСБ ложными вызовами. Скажем, по данным службы безопасности, только 45% фальшивых сообщений можно считать условно «дестабилизирующими», тогда как 41% связаны либо с желанием получить деньги, либо просто с хулиганскими побуждениями. А вот 14% звонков ≈ это просто психически больные люди, указывается авторами законопроекта.
Таким образом, никаких доказательств политической подоплеки телефонно-террористического хулиганства ФСБ не приводит. Зато стилистика документа очень сильно напоминает другой чекистский законопроект, недавно принятый парламентом, подписанный президентом и уже вступивший в силу. А именно – изменения в УК РФ, вводящие расширенное толкование понятия госизмены. В пояснительной записке к нему тоже упоминались некие мнения аналитиков ФСБ, тенденция о трудности доказывания злонамеренности изменнических актов и так далее. Зато, кстати, в нынешнем законопроекте можно прочитать признание спецслужбы в том, что для расследования случаев ложных предупреждений приходится нарушать конституционные права граждан. Прежде всего потому, что злоумышленники активно применяют различные современные технические уловки типа смены интернет-адресов, сим-карт на чужие имена и так далее.