Развозжаев едва не отправился в Ангарск по старому делу.
Фото РИА Новости
Вчера во второй половине дня организаторы Марша свободы продолжили переговоры с московской мэрией о времени и месте намеченной на 15 декабря акции. Соглашения по итогам многодневных консультаций пока не выходит: маршруты от оппозиции отвергает власть, а уже ее варианты – оппозиционеры. Дело дошло до шантажа несанкционированным митингом и до предупреждений о санкциях за нарушение закона. Что это такое, несогласные хорошо знают: например, вчера в ходе судебного процесса обвиняемому в организации беспорядков Леониду Развозжаеву так и не удалось добиться внимания к отдельным аспектам истории его задержания в Украине и последующей «явки с повинной».
На момент подписания номера «НГ» официальных сообщений о завершении консультаций между оппозицией и чиновниками не было. Однако в Twitter появилась информация, что, кроме похода с Трубной на Кропоткинскую, мэрия ничего предложить не может, а значит, возможность несогласованной акции на Лубянке остается. Ранее в социальных сетях организаторы намеченного на 15 декабря Марша свободы указывали, что столичная мэрия специально тянет с согласованием маршрута и времени этой акции - чтобы сорвать или максимально затруднить стадию оповещения, а значит, потенциально снизить численность очередного протеста.
Впрочем, много было и комментариев других людей, которые утверждали, что оппозиционеры и так никого на улицу не выведут. Любопытно, что, по мнению многих организаторов, высокопоставленные сотрудники мэрии высказывались в том же стиле, что и пресловутые «интернет-тролли». Например, член Координационного совета оппозиции Сергей Пархоменко в Facebook написал о прошедшем во вторник очередном раунде: «Переговоры сегодня вообще велись представителями мэрии нагло и агрессивно: «за вами никого нет», «никуда вас не пустим», «вы блефуете, и никто с вами никуда не выйдет». Вот такая аргументация Майорова (глава департамента региональной безопасности мэрии Москвы Алексей Майоров. – «НГ») и принимавшего участие на последнем этапе вице-мэра Горбенко. С тем и разошлись».
В свою очередь, представители власти делают весьма многозначительные комментарии. Алексей Майоров пообещал, что прокуратура города оперативно будет уведомлена о том, санкционирован Марш свободы или нет. А вице-мэр Александр Горбенко настаивает, что не может быть никакого массового мероприятия, для которого понадобится длительное перекрытие автомобильного движения. Так что, по словам уже Майорова, никаких иных вариантов, кроме предложенных мэрией, быть не может. Напомним, что оппозиционеры требовали разрешить им шествия, которые должны были закончиться митингом либо на Боровицкой, либо на Лубянской площадях. Мэрия же согласна лишь на краткие гулянья или по Бульварному кольцу с выходом на проспект Сахарова либо Кропоткинскую, или уже традиционное пешее путешествие от Якиманки до Болотной площади с возможностью потом прогуляться по близлежащим набережным. Последний маршрут, кстати, оппозиционеры сначала и предлагали, но потом от него отказались.
Возможно, в том числе и потому, что выход на Болотную будет для них очередной пробуксовкой, знаком отсутствия прогресса в протестном движении. Маршу свободы действительно по всем законам пропаганды нужны большие просторы, чем те, которые были у десятитысячных Маршей миллионов. Так что в соцсетях публикуются призывы в любом случае 15 декабря приходить на Лубянку, чтобы протестовать без всяких разрешений и с перспективой получить новое уголовное дело – теперь уже «лубянское».
А Болотная площадь – это ныне символ нескольких следственных дел против оппозиции. Вчера состоялось заседание суда по делу об организации массовых беспорядков на иностранные деньги. По которому, напомним, проходит в том числе координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов. Активист Леонид Развозжаев по этому же делу уже сидит в СИЗО. Вчера Басманный суд продлил его арест до 1 апреля. И при этом отказался проверить личность человека, на которого Развозжаев прямо в зале суда указал, как на того, кто пытал его после вывоза из Украины и перед доставкой к следователям. Сторонники оппозиционера в соцсетях даже назвали имя этого человека – это якобы следователь Дмитрий Плешивцев, который позже проводил в квартире Развозжаева обыск.
Вчера даже Басманному суду было трудно подтверждать свою репутацию. Например, на требование следствия позволить этапировать обвиняемого в Ангарск – по делу 1997 года о разбое – судья был вынужден напомнить, что срок давности по нему истек. На что последовал ответ: ничего, дело возобновится. Любопытно, что и третье преступление, в котором обвиняется Развозжаев – незаконное пересечение границы, – вчера оказалось под сомнением. Потому что в материалах суда есть копия собственного развозжаевского паспорта с отметкой о приезде в Украину. А следователи на вопрос, как объявленный в розыск человек три дня спустя после этого спокойно проходит госграницу, ответить вчера не смогли.