Москва встречает сегодня президента великой тропической державы Дилму Руссефф, неожиданно имеющую славянские корни. В России понимают, что речь идет о нашем стратегическом партнере, о шансах экономического взаимодействия с Бразилией на высоком технологическом уровне, о широком диапазоне сотрудничества, которое выходит далеко за рамки двусторонних отношений. Обретя и подтверждая качества регионального лидера в Латинской Америке, Бразилия все более убедительно входит в роль глобального актора, активно работая в ООН, ВТО, в «Группе 20» и в объединении БРИКС.
Вторая по масштабам страна Западного полушария (с населением, подходящим к рубежу 200 млн., с ВВП, превышающим 2 трлн. долл., и площадью 8,5 млн. кв. км) проявляет завидный динамизм. Конечно, глобальный экономический кризис не мог обойти ее стороной. Дало себя знать торможение роста, но именно торможение, а не спад, который наблюдался (и продолжает сказываться) в большинстве традиционных центров мировой экономики. Временное ослабление динамики роста – неизбежная цена структурной адаптации бразильской экономики, к которой приступило правительство Руссефф, стимулируя рост затрат на НИР и повышение нормы инвестиций. Ставится задача поднять долю инвестиций в ВВП с 18,4% в 2010 году до 22,4% в 2014-м. Расходы на НИР за тот же период должны увеличиться с 1,19 до 1,8%.
В XXI век страна вступила с репутацией общества с устойчивой демократической системой. Исторически социальная поляризация там находилась на критически допустимом уровне, достигая по коэффициенту Джини 0,6 (в Западной Европе он, как правило, ниже 0,3). Однако начиная с президентства Фернандо Энрике Кардозо в стране взят курс социальной ориентации развития, который масштабно утвердился в годы правления Луиса Инасиу Лулы да Силвы. Зона бедности в стране стала сокращаться. Даже в годы кризиса удалось избежать роста безработицы и свертывания социальных программ. Этот подход в полной мере унаследован администрацией Дилмы Руссефф. Пример Бразилии показывает, что социальные расходы, по сути, являются продуктивными инвестициями, повышающими платежеспособность внутреннего рынка и соответственно устойчивость национальной экономики при неблагоприятной внешней конъюнктуре. В долгосрочном же плане потенциал модернизации (экономической, социальной и политической) целенаправленно наращивается.
Бразилия преодолела путь из прошлого в будущее буквально семимильными шагами. В ХХ веке ее экономика оказалась самой быстрорастущей: ВВП за столетие увеличился в 78 раз. Сегодня Бразилия занимает передовые позиции в мировом авиастроении, биоэнергетике, на глобальном рынке продовольствия. Ее аграрный потенциал, по оценкам ФАО, позволяет прокормить 1 млрд. землян без существенного экологического ущерба. Открытие богатых месторождений на атлантическом шельфе обещает превращение Бразилии всего через несколько лет в крупнейшего игрока на мировом рынке углеводородов.
Бразилия стала для России первым торговым партнером в Латинской Америке. Товарооборот в прошлом году превысил 6,5 млрд. долл. На наш рынок из Бразилии поступает весьма широкая гамма продовольствия, в том числе мясо и мясопродукты, сахар, растительные масла. Российские экспортеры поставляют вертолетную технику, химические удобрения, стальной прокат. Но учитывая масштабы и диверсифицированность промышленности, резервы аграрного производства, технический и научный потенциал обеих стран, мы можем существенно обогатить товарооборот, перейти к инвестиционному сотрудничеству и производственной кооперации, к активному технологическому обмену. Для этого необходимо включить механизмы государственного содействия и стимулирования с обеих сторон. Как говорится, карты в руки встречающимся президентам.
Вхождение Бразилии и России в одно объединение с Китаем, Индией и ЮАР (БРИКС) обусловлено общим пониманием кризиса прежней системы глобального регулирования, ее неспособности адекватно учитывать изменившуюся расстановку сил на мировой арене. И Бразилия, и Россия не склонны ждать у моря погоды. Они предпочитают роль активных творцов нового полицентричного миропорядка. Продвигая реформу международной финансовой архитектуры, они выступают за изменение формулы формирования квот в МВФ с целью укрепления позиций стран с формирующейся рыночной экономикой.
Очень далекие географически и по своим цивилизационным истокам Бразилия и Россия сегодня сходятся по многим параметрам: по масштабу своих экономик, общей заинтересованности в перестройке мировой финансовой архитектуры, приоритетам социально-экономического развития (включая императивы модернизации, преодоления социальной поляризации, ликвидации бедности, более эффективного включения в мировую систему и т.д.). Если могущество России прирастает Сибирью, то Бразилии – Амазонией. Обе страны обладают исключительным экологическим резервом, но вместе с тем и высокой ответственностью за судьбу природной среды.
И еще одно немаловажное обстоятельство. На время визита в Москву приходится день рождения Дилмы Руссефф. Российский президент не преминет обратиться к ней с теплым поздравлением. Россияне искренне и горячо присоединятся к этому поздравлению.