Депутат Михаил Емельянов: «Местные власти не хотят, чтобы их проверяли».
Фото с сайта www.spravedlivo.ru
Сегодня Госдума планирует одобрить в первом чтении новую редакцию закона о Счетной палате. Которая таким образом окончательно превращается из парламентской структуры в федеральный орган внешнего финансового контроля – вслед за подобными же контрольно-счетными органами (КСО) в регионах. Один из главных принципов их работы – независимость. Однако в Думу внесен законопроект, требующий, чтобы местные КСО подчинялись органам, которые их образуют, то есть региональным и муниципальным собраниям. Эксперты полагают, что речь идет о превентивном закручивании гаек.
Счетная палата будет более тесно взаимодействовать с Федеральным собранием, обе палаты по-прежнему станут утверждать ее председателя и его заместителя.
Депутатам и сенаторам даже возвращаются большие полномочия по выдвижению ее аудиторов, однако сама СП все-таки перестает быть органом чисто парламентского контроля. Согласно законопроекту, который сегодня будет утвержден в ГД в первом чтении, палата будет представлять собой вершину федеральной системы внешнего государственного финансового аудита (контроля). В том числе и для того, чтобы соответствовать Конституции страны, в которой записан приоритет международных соглашений над внутренним законодательством. А ведь Россия подписала целый ряд конвенций, которые требуют создания такой системы. Неукоснительное же исполнение всех подписанных конвенций о внешнем аудите госфинансов их участниками год назад специальной резолюцией подтвердила Генассамблея ООН.
В международных документах недвусмысленно говорится о необходимости независимости ревизионных структур от других госорганов. Формально в законе о Счетной палате это достигается и способом ее формирования – парламентом и президентом, и финансированием по отдельной бюджетной строке, и усилением полномочий.
Кстати, все эти нормы действуют на территории страны больше года, потому что заложены в Законе «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». Тот был принят в начале 2011-го по инициативе тогдашнего президента Дмитрия Медведева и с октября того же года вступил в силу.
Теперь на Охотный Ряд поступила законодательная инициатива одного из региональных парламентов, смысл которой заключается в понижении уровня самостоятельности КСО.
Парламент Чеченской Республики предложил как можно быстрее отрегулировать серьезное упущение в действующем законе о КСО. Регионалы написали федеральным коллегам – недопустимо, что «отсутствие в законе четко обозначенного механизма контроля за деятельностью КСО приводит порою к конфликтам интересов». Чеченские парламентарии возмущены сложившейся ситуацией: «КСО фактически обладают полной и ничем не ограниченной свободой действий, что сопряжено с возможностями злоупотреблений».
Заметим, что самыми показательными здесь, без сомнения, являются слова о чрезмерном контроле. Региональные законодатели поэтому предлагают чуть-чуть урезать аппетиты этим контролерам. Например, записать в законе, что планы КСО по осуществлению ими проверок и ревизий должны утверждаться теми органами власти, которые их и создали. То есть региональными и муниципальными собраниями. Таким образом, получается, что в Госдуме готовятся к принятию нового закона о Счетной палате РФ, кивая в качестве примера на контрольные органы более низкого ранга, для последних потенциальные объекты их расследований уже придумали удавочку.
Опрошенные «НГ» эксперты как один указали на то, что в этом случае не стоит думать о неком самостоятельном акте законотворчества от парламента Чечни. И высказали мнение, что тем самым он по меньшей мере уловил общероссийскую тенденцию превентивного закручивания гаек, а может быть, и выполнил некую рекомендацию. Например, глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев подчеркнул, что во всех регионах и большей части муниципалитетов никаких конфликтов между местными КСО и властью не случается: «Люди в эти органы подбираются соответствующие – лояльные губернатору и правящей партии, так что ничего сами они напроверять не могут».
Так что чеченская инициатива, которая, на взгляд депутата, может быть и принята, – судя по всему, закладка на будущее: «Вдруг все эти органы внешнего контроля действительно начнут становиться слишком независимыми». Хотя вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский и подчеркивает: «Для региональных властей реальным контролером, которого стоит опасаться, является лишь федеральная Счетная палата, местные же аудиторы получают право что-то найти лишь в том случае, если у губернатора начинаются проблемы с Москвой».
Туровский полагает, что законопроект из Чечни – своего рода проверка общественного мнения и, возможно, подготовка каких-то будущих решений. Первый зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов, в свою очередь, указал на то, что «местные олигархи, которые и заседают в региональных и местных парламентах, наверное, действительно не хотят, чтобы у кого бы то ни было имелось право их проверять». Тем более, указал он, что подавляющее большинство таких бизнесменов сделали состояние на близости к бюджетам. Емельянов напомнил, что формирование КСО региональными и местными собраниями – дополнительная гарантия независимости ревизоров, а не повод для того, чтобы связывать им руки.
Стоит напомнить, что сейчас в Госдуме проходит непростое обсуждение проекта закона об обязательности выборов мэров. В нем прописана и такая идея – в соответствии с указом Владимира Путина о расширении выборных муниципальных должностей гражданам надо позволить голосовать и за руководителей местных контрольных палат. Эксперты допускают, что чеченская инициатива – это предложение установить своего рода внутренний контроль, как раз и соответствующий российским традициям, над тем самым якобы независимым внешним аудитом, который вводится исключительно для соответствия взятым на себя международным обязательствам.