Дмитрий Медведев и Владимир Путин стоят перед необходимостью решения важных проблем.
Фото Reuters
Результаты социологических опросов свидетельствуют о существенном проседании рейтинга всех ветвей власти. По данным Левада-Центра, этот процесс продолжается два года. Эксперты объясняют происходящее растущим недоверием граждан к власти, которая не может предложить адекватных ответов на болезненные вопросы повседневной жизни.
Данные опросов населения, обнародованные вчера Левада-Центром, зафиксировали падение популярности власти – и первых лиц, и парламента, и основных государственных институтов.
Показатели одобрения деятельности президента Владимира Путина с момента его инаугурации, по данным Левада-Центра, снизились на шесть пунктов (с 69 до 63%), премьера Дмитрия Медведева – на 10 (с 64 до 54%). С 30 до 36% выросла доля недовольных главой государства.
Только за последний месяц индекс одобрения президента снизился на четыре пункта (с 67% в октябре). Рейтинг одобрения премьера за это же время упал на 7% – с 64 в мае до 54% (в октябре был 61%). Число недовольных его деятельностью выросло с мая на 10 пунктов – с 35 до 45%.
Путину в ноябре доверяли 34% опрошенных, а в октябре таких граждан было 39%, в июле – 41%. Медведева поддерживают сегодня 20% граждан. За последний месяц его показатели в этой области снизились на четыре процентных пункта. Правительству в целом не доверяют 59% граждан – против 49% в октябре. Не доверяют никому из российских политиков 24% респондентов Левада-Центра.
И, наконец, резко возросло число россиян, уверенных, что дела в стране идут в неправильном направлении, – с 33 в мае до 44% в ноябре. Довольны ситуацией в стране сейчас 40% респондентов против 49% семь месяцев назад.
Вчера же появились результаты исследования ВЦИОМа, демонстрирующие растущую озабоченность общества размерами коррупции. 75% опрошенных граждан считают высоким и даже очень высоким уровень распространения этого явления в обществе. Уверенность в коррумпированности федеральной власти выросла сегодня вдвое по сравнению с 2007 годом – до 26 с 12%.
Между тем источник в администрации президента сообщил «НГ», что в окружении Владимира Путина не видят оснований для беспокойства: «Рейтинг президента не менялся. Он несколько вырос в разгар антикоррупционной кампании, а потом просто вернулся на прежние позиции». Кстати, сегодня, по информации «НГ», появятся свежие данные ВЦИОМа относительно показателей Путина. Одобряют работу президента 66% респондентов, удовлетворены властью 54% граждан – и это, по данным соцслужбы, самый высокий индекс с мая 2010 года.
Глава фонда «Общественное мнение» Александр Ослон тоже предупреждает – не стоит абсолютизировать временные падения показателей первых лиц: «У нас другие данные. Рейтинг Путина колеблется. За последние недели цифры поднимались и опускались. Длинный тренд прошлого года – снижение рейтинга доверия Путину, связанное с повышением цен. В прошлом октябре снижение пошло быстрее – это было связано с приближающимися выборами. История с Сердюковым несколько подняла рейтинг президента. Но эффект оказался кратковременным». При этом рейтинг Путина доминирует в публичном пространстве, замечает эксперт, и недовольных его деятельностью меньшинство.
Заметим, что нынешнее падение рейтинга власти, зафиксированное Левада-Центром, происходит на фоне развернувшейся антикоррупционной кампании. Скандальные разоблачения высокопоставленных чиновников выдаются порциями телеканалами в ежедневном режиме, затмевая полицейские и любовные сериалы. Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин уверен – это реакция власти на информацию о рейтингах, поступающую наверх намного раньше, чем в публичное пространство.
Однако, замечает эксперт, не следует преувеличивать влияние телепропаганды: «Нужно понимать, что у нас никто не верит рекламе, и Первый канал смотрят в основном члены ЕР». По мнению эксперта, улучшить показатели первые лица страны могут единственным способом: «Нужно начать исполнять свои обязанности. Это очень просто: вы читаете действующие законы и начинаете требовать от подчиненных их соблюдения. Начинаете исполнять свои собственные служебные обязанности – этого вполне достаточно».
Глава Левада-Центра Лев Гудков отмечает, что, по данным его агентства, общее снижение доверия к власти продолжается как минимум два года: «Сегодняшний тренд просто немножко приостановился на время президентской электоральной кампании. Причина – слабеющая уверенность граждан в том, что руководство страны в состоянии обеспечить экономический рост и, соответственно, повышение жизненного уровня населения».
Рейтинг – еще не все, отмечает эксперт. Изменения в умонастроениях россиян прослеживаются по целому ряду показателей. Для этих настроений характерны все более пессимистические ожидания, нарастание чувства неуверенности и страха, раздражение от ослабления социальной политики. Каждый месяц Левада-Центр фиксирует падение доходов большей части населения.
Глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский не видит опасности для власти в снижении рейтинга, который может расти или падать в зависимости от обстоятельств – например, выборов или антикоррупционной кампании. Засада – в росте антирейтинга, уверен эксперт: «Вряд ли нужно менять политику из-за упавших показателей. Проблемой являются негативные рейтинги, рейтинги недоверия. И это новое явление в нашей политике». Антирейтинг Путина, указывает эксперт, вырос на 6%, а у Госдумы – на 8%: «Нижняя палата в данном случае выполняет роль зеркала. Ее антирейтинг всегда падает резче, чем у первых лиц, демонстрируя важные тенденции во власти».
Все эти проблемы нельзя изменить краткосрочными действиями власти, потому что они отражают, по словам Павловского, «глубокую окончательную усталость населения»: «С этим явлением бороться гораздо труднее, чем с колебаниями доверия. Здесь скорее нужна другая система отношений власти со страной. Общество будет одобрять борьбу с коррупцией, увеличение социальных выплат. Рейтинг будет приподниматься. Но одновременно будет расти антирейтинг. Именно тут – стратегический приговор системе».
Лев Гудков полагает, что руководство страны не использует в должной мере потенциал оппозиции, общаясь с гражданами только в репрессивном ключе: «Все это производит нехорошее впечатление. От последних разоблачений возникает ощущение, что отдельные группировки борются друг с другом за власть, за распределение казенного пирога и что Путин теряет контроль над ними». Самым правильным эксперт считает «начать дискуссию в обществе, попытаться наладить диалог с оппозицией и сообща находить какие-то выходы и решения»: «Это поставило бы власть в условия, когда она должна отвечать за свои действия».
***
Пока понятно только одно – реформа управления назрела, и она требует решения. Но инструменты выявления проблем не обозначены. Самое грустное в этой истории – то, что многие вещи мы даже не можем сформулировать. Из-за чего в стране кризис? Почему не растут доходы населения? Почему усиливается отток капитала?
Правда, сегодня одна проблема более или менее прояснилась: общество недовольно уровнем собственной безопасности и тем, как эту безопасность обеспечивает правительство. Казалось бы, четкий диагноз поставлен. Как лечить будем? Таблетки станем давать, химиотерапию применять? Нет ответа... К другим, более сложным проблемам мы даже не подступались.
Скорее всего, механизм вертикали по рекрутированию компетентных управленцев не работает. Скорее всего, власть не смогла в своих социальных лифтах подтягивать в элиту толковых людей. Может быть, если мы провалились с этой моделью, следует поискать другую? Или вернуться к проверенной человечеством политической конкуренции?