Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Госдума одобрила вчера в первом чтении два законопроекта, согласно которым в стране наконец появится нечто вроде административных судов. За них давно выступает Верховный суд, а в ходе президентской кампании высказался и Владимир Путин. Один документ забирает большую часть полномочий по административному судопроизводству у арбитражных судов. Второй дает гражданам право жаловаться на любые решения и действия властей. Таким образом власть настойчиво предлагает недовольным россиянам ходить не на улицы, а в суды.
Верховный суд более полудесятка лет подряд настаивал на создании специальных административных судов, то есть тех, где гражданин смог бы судиться с государством в случае нарушения собственных прав.
Но российская власть предпочитала вместо этого усиливать полномочия системы арбитражных судов, которые в конце концов стали заниматься не только экономическими делами. Однако в ходе избирательной кампании Владимир Путин дал обещание: административному судопроизводству быть. В указе от 7 мая он даже поставил правительству твердый срок: «До 1 сентября 2012 года принять меры по повышению доступности правосудия для граждан, организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами государственной власти РФ, обеспечив внесение в законодательство изменений, предусматривающих совершенствование административного судопроизводства».
Исполнительная власть к этой дате ничего сделать не успевала, а потому необходимые законопроекты были в августе внесены от имени депутатов «Единой России». Вчера состоялось их первое чтение. Особой дискуссии не получилось. Таким образом, многолетний спор между Верховным и Высшим арбитражным судами (ВАС РФ) на тот счет, кто из них главнее, завершается, похоже, не в пользу последнего. Ведь депутаты проголосовали за поправки в Арбитражный процессуальный кодекс (АПК), которые возвращают ВАС, так сказать, в домедведевскую эпоху. Напомним, что хорошие отношения между президентом Дмитрием Медведевым и председателем ВАС Антоном Ивановым ни для кого в стране секретом не были. Поэтому в АПК, обновленном в 2009 и 2010 годах, был записан огромный перечень полномочий арбитражных судов. Например, им разрешается рассматривать «экономические споры и другие дела», которые возникают из административных и иных публичных правоотношений. Но теперь в АПК возвращен прежний вариант ограниченных полномочий арбитража. Он будет вправе рассматривать, в частности, иски к нормативным актам, которые затрагивают права предпринимателей, однако лишь в случае, если в тех или иных законах прямо указано, что такие споры должны разбираться в арбитражных судах. Вычеркивается из АПК и упоминание о том, что последние разбирают любые иски – и от организаций, и от граждан. Это сделано потому, что в поисках правды в спорах с государством россиянам теперь предлагается обращаться в суды общей юрисдикции.
Второй рассмотренный вчера Госдумой законопроект предписывает дополнить Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) подразделом об административном судопроизводстве, которое обещал Путин.
Депутаты проголосовали и за появление в судебной практике коллективных исков. Их разрешено будет подавать общественным объединениям, а стало быть, и партиям, а также обществам потребителей. Причем последним в защиту, по сути, неопределенного круга лиц. Граждане, по одиночке и организованнными группами, получают возможность подавать в суд на принятые законы – федеральные и региональные, указы президента и постановления правительства, нормативные акты всех ведомств и госучреждений любого уровня. Но, кроме того, смогут они жаловаться и на любые распорядительные документы, а также действия или бездействия властей. Причем даже если им будет только казаться, что что-то из этого списка потенциально нарушает их права и законные интересы.
В законопроекте оговаривается: доказывать, что закон, распоряжение или конкретное действие не нарушит этих прав и интересов, что оно не ущемит гражданских свобод и т.п., должны будут государственные органы, которые приняли закон, подписали распоряжение или совершили данное действие. Прослеживается логика, за которую давно выступает председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев: гражданин и государство находятся в разных весовых категориях, а потому административный суд должен стоять на стороне человека.
Впрочем, сомнительных моментов в законе тоже достаточно. Например, для подачи коллективного иска необходимо одновременно выполнить пять условий, подтверждающих, что в индивидуальном порядке аналогичные жалобы невозможны. Практикующие же юристы, как сказал «НГ» секретарь ЦК КПРФ по правовой работе Вадим Соловьев, знают, что «если условий, которые надо выполнить одновременно, уже больше двух, то это значит, что шансы на успех снижаются как минимум наполовину».
Важно и то, что коллективный иск может быть подан только в том случае, если его инициируют не менее 20 человек. При этом хорошо известно, как выбиваются, к примеру, подписанты коллективного письма в адрес власти, которое этой власти не нравится. Есть и такой действенный способ «гашения» коллективных жалоб: право судов штрафовать лидера группы граждан в случае некоего «злоупотребления им своими процессуальными правами». Кстати, единоличный представитель подобной группы может быть отозван ее участниками, если те решат, что он плохо работает.
В общем, законопроект о совершенствовании административного судопроизводства можно рассматривать как очередное настойчивое приглашение гражданам от власти в случае недовольства жизнью идти не на митинги протеста, а в суды. А если те станут принимать такие решения, которыми люди останутся недовольны, исполнительная власть будет ни при чем, ведь суд у нас независимый.