Депутат Владимир Бессонов лишен неприкосновенности незаконно, считают в КПРФ.
Фото ИТАР-ТАСС
В ближайшее время, по информации «НГ», КПРФ попытается опротестовать в Конституционном суде (КС) одну из статей закона об основных гарантиях избирательных прав граждан. Статья запрещает баллотироваться на выборах тем, кто когда-либо был осужден за тяжкое или особо тяжкое преступление – даже если судимость снята или погашена. Норма действует с лета и без особой огласки применялась на осенних выборах.
Коммунисты подают в КС иск на жестко ограничительную норму закона прежде всего потому, что считают ее антиконституционной. Это, конечно, случайное совпадение, но в ст. 32 Конституции говорится: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».
А вот в статье 3.2 Закона «Об основных гарантиях...» акцент сделан иной: избираться не могут «осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений». Если, правда, прежняя статья не отменена или не стала легкой. Впрочем, тут тоже не все просто.
Коммунисты, кроме того, опасаются за судьбу своих активистов, объяснил корреспонденту «НГ» глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев. Например, за таких, как лишенный статуса неприкосновенности депутат Госдумы Владимир Бессонов, который как раз на днях начал борьбу с думским большинством за свою репутацию в Верховном суде. Напомним, что Бессонова Следственный комитет и Генпрокуратура обвинили в преступлении по статье 318 Уголовного кодекса РФ – «Применение насилия в отношении представителя власти», добившись у парламентариев снятия с него депутатской защиты. Мол, перед самыми выборами ГД в декабре 2011 года Бессонов на несанкционированном митинге сопротивлялся полиции так яростно, что нанес вред здоровью ее сотрудников. Соловьев не исключает, что это пробный шар, который, если прокатит, власть будет постоянно использовать против оппозиционеров.
К примеру, «бессоновская» статья 318 в своей второй части предполагает срок до 10 лет тюрьмы за насилие, угрожающее представителям власти в связи с исполнением ими служебных обязанностей. «Даже если Бессонову дадут по минимуму или условно, он все равно будет считаться осужденным за тяжкое преступление, а стало быть, никогда в жизни не сможет избраться даже в сельсовет», – заявил «НГ» Соловьев. По его мнению, поправка в закон явно применялась в угоду политическим целям партии власти. Как и ранее принятые, находящиеся в той же статье 3.2 нормы о запрете выдвигаться на выборы тем, кто осуждался за экстремистскую деятельность. Причем как в уголовном – это знаменитые статьи 282, 282.1 и 282.2, – так и в административном порядке. Впрочем, заметил Соловьев, хотя одна из частей статьи 282 и предполагает шесть лет тюрьмы за тяжкое преступление, но в законе все-таки указывается, что снятые или погашенные они уже не считаются.
Заметим, что нынешний полный запрет избираться тем гражданам, кто лично знаком с УК, появился только с 1 июня 2012 года. Когда ГД принимала законопроект о выборах губернаторов, «Единая Россия» аккуратно и незаметно поправила общую норму базового закона. И вот сейчас в обзоре судебной практики Верховного суда можно прочитать, что он подтвердил решение Сахалинского облсуда, который на последних выборах отказал одному из кандидатов в депутаты Заксобрания в регистрации. Ведь тот в середине лихих 90-х был осужден за кражу в крупном размере. Тогда за это вообще давали до 10 лет, но и сейчас можно получить «шестерочку».