Владимир Путин уверен – утечке мозгов можно и нужно поставить заслон.
Фото Reuters
Вчера президент Владимир Путин поздравил Международный форум, посвященный 10-летию премии «Глобальная энергия». Глава государства в своем послании отметил заслуги «творческого сообщества талантливых ученых, исследователей, специалистов в области энергетики». Между тем креативный класс России продолжает покидать страну. Социологи бьют тревогу, объясняя эмиграцию чувством невостребованности представителей средних слоев.
«Работа ученых-энергетиков, их фундаментальные труды и практические разработки в высшей степени востребованы. Ведь за ними – и новые, перспективные месторождения, и технологии глубокой переработки сырья, и самые современные подходы к энергосбережению и внедрению альтернативных источников энергии», – пишет Путин организаторам форума ученых. Однако социологи утверждают: российские специалисты остаются невостребованными в собственной стране. Эмиграция креативного класса растет, а главное – увеличивается число людей, которые допускают для себя такую возможность.
Тенденция вырисовывается неприятная. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в 2012 году хотели бы уехать за границу 17% граждан. Годом ранее таких людей было 15%. В 2007-м – 14%. Причем потенциальных эмигрантов больше всего в возрастной категории от 18 до 30 лет – 33%. 27% составила интернет-аудитория.
При этом, отмечает глава ФОМа Александр Ослон, в обществе существует спокойное отношение к отъезжающим: «Если 20 лет назад люди, прощаясь, расставались навсегда, то сейчас эмиграция считается нормальным явлением». Усиливается чувство бесперспективности собственных усилий, говорит эксперт: «Оказывается, большинство людей уверены, что эмиграция будет увеличиваться».
Ослон отмечает любопытную деталь последнего опроса ФОМа на эту тему. Из 17% желающих уехать 5% верят, что у них это получится, но 9% не допускают, что они навсегда покинут родину. Думается, что эти 9%, то есть каждый десятый специалист, – надежда для страны. Это те, кто готовы остаться, если увидят, что они нужны России. Работа с ними должна стать главной заботой руководства страны – если, конечно, оно не поставило крест на модернизации.
Беда в том, замечает Александр Ослон, что активная часть общества живет в зоне неблагоприятной человеческой экологии: «Этим людям хочется развиваться, им нужна динамика, нужен успех. Но перед ними возникает слишком много препятствий, слишком много тех, кто им мешает». В декабре прошлого года, уверен собеседник «НГ», на Болотную площадь вышли именно эти люди: «Проблему нечестных выборов они взяли в качестве общей, консолидирующей. На самом деле людей беспокоила неблагоприятная экология жизнедеятельности: слишком много инстанций имеют право вмешиваться и вмешиваются в их жизнь, начиная от полиции и заканчивая таможней и санэпидемстанцией».
Данные последнего опроса фонда «Общественное мнение» на тему эмиграции. |
Кроме того, замечает эксперт, есть конкуренты, которые пользуются плохой «экологией». Для среднего класса, указывает Ослон, вопрос не в том, что за что-то надо платить, а в том, сколько платить: «Эти люди прагматичны, и, если их достала действительность, это значит, что какой-то предел перейден. За гранью терпения, нормальности, правил начинается беспредел».
Речь идет исключительно о проблематике активной части населения, которая не имеет своей политической крыши. В том смысле, что отсутствует структура, которая не только и не столько защищает средний класс, сколько формулирует его интересы. Перелом в настроениях этой части населения, считает президент ФОМа, произошел 24 сентября 2011 года, когда стало ясно, что члены тандема поменялись местами.
Директор Левада-Центра Лев Гудков солидарен с коллегой. По последним данным его службы, мысли об отъезде приходят в голову половине среднего класса. При этом реально собираются уехать, уже списавшись с будущим работодателем, либо оформляя визу, либо начиная узнавать конкретные возможности переселения, около 4–6% среднего класса.
В целом волна эмиграции весной 2011 года поднялась до 22% – за счет преимущественно образованной молодежи, говорит эксперт, а соответствующие настроения разделяют около 11%. Кстати, во время осенних митингов-2011 волна спала, но сегодня число потенциальных эмигрантов вновь растет. За последние 10 лет, говорит Лев Гудков, Россию покинуло около полутора миллионов представителей среднего класса: «Это самые образованные, самые успешные, самые инициативные люди. Они покидают страну не из-за неустроенности или экономических проблем, а именно из-за бесперспективности, связанной с государственным устройством. Добившиеся успеха на родине понимают, что в наших условиях им не защитить ни своего капитала, ни близких – в силу отсутствия механизмов такой защиты, и прежде всего судебного».
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин указывает на изменившийся вектор эмиграции специалистов: «Наиболее активные люди, пытающиеся вырваться из России, отправляются не только на Запад – в фешенебельные страны, но все чаще в Китай, который, кстати, в последние годы с огромным удовольствием принимает беженцев из РФ – потому что им нужны мозги в отличие от нашей страны». В чем причина растущей утечки мозгов? Думается, государство могло бы скорректировать вектор поддержки отдельных слоев населения. Хорошо, что стабильно финансируется социально зависимая часть населения. Именно она обеспечивает высокий рейтинг руководства страны. Однако будущее России, в том числе и финансовое благополучие патронируемых, в большой степени зависит от тех, кто способен продвинуть ее экономику. Эти люди громко не протестуют на площадях. Они тихо уезжают.