0
2129
Газета Политика Интернет-версия

15.10.2012 00:00:00

По справедливости, а не по закону

Милрад Фатуллаев

Об авторе: Милрад Азизович Фатуллаев - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: северный кавказ, гражданское общество, суд, конфликт


Митинг в поддержку участников «дагестанской свадьбы» в Москве, который состоялся вчера в Махачкале, прошел как протест против антикавказской информационной войны. Организаторы мероприятия, в оргкомитет которого вошли и некоторые участники нашумевшего семейного торжества, уверены, что в России разыгрывается «кавказская карта». Протестующие фактически положили начало неформальному общекавказскому движению протеста, обратив внимание на процессы над борцом Расулом Мирзаевым и Асланом Черкесовым, осужденным за убийство спартаковского фаната.

Митингующие протестовали против того, что «многие СМИ распространили откровенно ложную информацию о стрельбе участниками свадебного кортежа по гражданам, машинам и полиции», а буквально через час «незаконно все анкетные данные задержанных попали в СМИ». В результаты их мобильные телефоны буквально разрываются от звонков националистически настроенной молодежи с угрозами в адрес близких, один человек уволен с работы, двое – Мурад Агаларов и Али Ильясов – получили по 15 и 5 суток административного ареста вместо полагающегося в этих случаях штрафа.

«Ищут и находят надуманных жертв от действий участников свадебного кортежа. В СМИ появилось сообщение о заведении уголовного дела по статье «Хулиганство», предположительно по заявлению какой-то гражданки, найденной журналистами через семь дней после свадьбы», – отметил представитель оргкомитета митинга Казбек Алибеков, который на следующий день после торжества был задержан, по его словам, «за интервью журналистам» в московском аэропорту во время вылета в Дагестан.

Ни представителей власти, ни известных политиков на митинге не было. Такая пассивность, возможно, объясняется тем, что несколько нелепо выглядели их первые комментарии уже через день после упомянутой свадьбы. Премьер России Дмитрий Медведев еще до решения суда заявил, что стрельба, например, в Нью-Йорке привела бы к расстрелу стрелка без предупреждения, не заметив, что стрельба была на даче в селе Марфино в Подмосковье, а не в Москве. Глава Дагестана Магомедсалам Магомедов также поспешил осудить неуместность такого поведения в Москве, оказавшись под влиянием первой информации о ЧП. Мол, стреляли по прохожим, потом и по полицейским, толкнули женщину, разбили камеру и т.д.

Возможно, поэтому прошедший митинг, который, кстати, разрешила администрация Махачкалы, прокомментировал только полпред президента России в СКФО Александр Хлопонин. Но и его объяснение было не совсем по теме и вообще не о причинах страстей в СМИ, попытках разжигания межнациональной розни, двойных стандартов и т.д. Хлопонин высказался только о целесообразности самой акции, которая послужит «развитию гражданского общества» на Кавказе. Здесь уместно вспомнить, что относительно гражданского общества год назад Хлопонин произнес: «Ребята, поверьте, для Кавказа институция гражданского общества – это вообще новое».

Такое понимание Кавказа говорит о незнании истории региона, и не только полпредом. Как отметил «НГ» заведующий сектором Кавказа цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев, «институты гражданского общества в Дагестане существуют с глубокого Средневековья. Горцы жили общинами, в городах-государствах из нескольких десятков кланов. Это приблизительно то же, что Монтекки и Капулетти в средневековой Италии. Не было никакой наследственной власти, вся власть избиралась, а родовые отношения были частью этой политической системы. Женщина могла, даже будучи замужем, иметь свои земельные участки и распоряжаться ими, как считала нужным».

Система сохраняла устойчивость в царской России, была заменена советским строем, что в целом отвечало представлениям кавказцев о справедливости. А последние 30 лет, когда Россия постепенно уходит с Кавказа, старые методы самоуправления возвращаются. И не всегда в лучшем виде, чему способствует прежде всего чуждое региону наследование власти на Кавказе при определяющей воле Кремля – например, назначение сыновей бывших руководителей республик в Чечне и Дагестане, игнорирование трех референдумов в Стране гор, выступивших против введения института президентства.

Такое игнорирование законной воли населения, разрушение традиционного (гражданского!) общества и многое другое в подобном ключе послужили основой подобного поведения кавказцев, которые таким, в том числе и хамским, образом, протестуют на улицах Москвы. В итоге страдают и законопослушные граждане.

А в целом антикавказская, русско-националистическая и медиаистерическая ситуация оказывается в плоскости взаимных обвинений, призывов к справедливости и соблюдению этических норм на московских улицах и на Кавказе. Но почему-то возмущение не перемещается в правовое поле. Например, кому-то в Москве не нравятся «танцы» на Манежке, хамское поведение – подавайте в суд.

Так же и в случае с обиженными кавказцами. Считаете, что вас оболгали, незаконно арестовали на 15 суток, угрожают по телефону или вас незаконно уволили – подавайте в суд, создавайте свои СМИ. Не нравятся законы и решения судов (мол, штрафуют на 100 руб., назначили пятую экспертизу по делу Мирзаева) – меняйте законы и работайте над независимостью Фемиды. Тогда, видимо, не только на Кавказе, но и в России можно будет говорить о гражданском обществе по Хлопонину и о правовом государстве.

Махачкала


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1006
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1148
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1420
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1020

Другие новости