Герои «Анатомий...»: кто следующий в персональном списке?
Фото Reuters
Вчера спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила комитету по обороне и безопасности мониторить ситуацию с доследственной проверкой фактов, изложенных в фильме «Анатомия протеста-2», показанном недавно на канале НТВ. Оппозиционеры уверены в том, что сериал будет продолжен – и главные роли уже расписаны. В интервью «НГ» они заявляют о возможном появлении «Анатомий...» с описанием их личной жизни. Эксперты объясняют, зачем власти потребовалась масштабная кампания по дискредитации вождей несогласных.
Глава комитета верхней палаты по обороне и безопасности Виктор Озеров заявил вчера: «Изложенные в фильме факты свидетельствуют о том, что его так называемые герои на зарубежные деньги намеревались совершить уголовное деяние, связанное с организацией массовых беспорядков – актом насильственного захвата власти».
Напомним, что проверкой этих фактов занимается Следственный комитет, где вчера должен был состояться допрос одного из героев «Анатомии протеста-2» Сергея Удальцова. В СК он не пошел – адвокат оппозиционера Виолетта Волкова была занята на процессе Pussy Riot.
Между тем потенциальными героями следующих «Анатомий...» могут стать и другие лидеры радикальной оппозиции. Об этом написала на днях на своей странице в Facebook Ольга Романова, которой сообщили о подготовке на НТВ сюжета с ее участием. Другие оппозиционеры рассказали «НГ» о попытках представителей СМИ выяснить подробности их личной жизни.
Собеседники «НГ» уверены – фильм стал для них неплохой рекламой. Депутат Госдумы от «Справедливой России» Дмитрий Гудков сказал: «Сначала тебя не замечают – мы этот этап проходили, потом над тобой смеются – и этот этап мы проходили, потом с тобой борются, а потом ты побеждаешь. Мы где-то в конце третьего этапа, то есть до победы недалеко, и понятно, что власть будет пытаться нас поливать грязью. Но все эти фильмы повышают узнаваемость лидеров протестного движения. Если, например, скажут, что Дмитрий Гудков или Алексей Навальный – агенты Запада или грузинских спецслужб, мне даже интересно будет».
По словам Гудкова, его предупреждали, что одна из следующих серий может быть посвящена его личной жизни: «Будут рассказывать, как я «бросил» бывшую супругу и двоих детей и что я вообще мерзавец и негодяй. Но только правда в том, после первой «Анатомии...» моя бывшая супруга, которая работала шеф-редактором итоговой программы на НТВ, уволилась, отказавшись «мочить» своего бывшего мужа. У нас прекрасные отношения, и такой чернухой будет сложно меня полить».
Гудков говорит, что аналогичные планы строились в отношении Ильи Яшина, Ксении Собчак и Ильи Пономарева. В беседе с «НГ» Ксения Собчак назвала «Анатомию протеста-2» бредом и чушью. Она верит в появление новых «Анатомий...»: «Обо мне уже сделали сюжет: якобы я была в Грузии, занимаясь там подрывной работой. Хотя я была в этой стране три года назад...» Задача власти, считает Ксения Собчак, – клиширование сознания людей: «Им внушают, к примеру, что Сергей Удальцов действительно отражает интересы тех, кто десятками тысяч выходит на митинги. Его используют втемную».
Депутат Госдумы Илья Пономарев утверждает, что передача, посвященная личной жизни оппозиционеров, готовилась еще зимой. Однако он полагает, что сегодня оппозиция заключила с властью негласное соглашение – не переходить грань личной жизни, «потому что это может спровоцировать обратную реакцию – ту самую войну компроматов, которая происходит в Думе с «Золотыми кренделями», дискредитируя уже всех участников процесса».
Пономарев видит в этом особенности тактики президента Владимира Путина, проявляющейся, к примеру, в отношении Михаила Ходорковского: «Всю его команду посадили или заставили эмигрировать, но семью-то не трогают...» Впрочем, на более низком уровне чиновники склонны эту грань перейти, допускает собеседник «НГ»: «НТВэшники подходили к моим детям-подросткам, расспрашивая их о личной жизни их отца, что-то снимали. Правда, дальше это никуда не пошло».
Кандидат в члены Координационного совета оппозиции Андрей Давыдов, как и Дмитрий Гудков, считает фильмы неплохой рекламой протестному движению. И намерен нанести ответный удар – инициировать создание аналогичных фильмов о власти, размещая их в Интернете.
Сопредседатель движения «Солидарность» Илья Яшин рассказал «НГ», что к нему на каждом митинге пристают с провокационными вопросами о личной жизни прокремлевские журналисты: «Если вы отказываетесь отвечать, отворачиваясь, вас могут дернуть за рукав, задирают. Они собирают какие-то материалы – в этом у меня сомнений нет. Задача власти, мне кажется, очень простая – облить помоями оппозицию, показать людям, что вот, мол, вам не нравится власть, но лидеры оппозиции – еще хуже, смотрите, они такие, они сякие, они изменники родины, они жулики и т.д. Но проблема в том, что в нормальной стране, где существует суд, у вас есть возможность как минимум в ответ защищать себя. В нынешней ситуации ни у кого из активистов такой возможности нет».
Глава Центра политической информации Алексей Мухин говорит, что нынешняя тактика Кремля в отношении уличных оппонентов заключается в следующем: «Власть вытерпела практически все оскорбления со стороны оппозиции. И теперь настал момент истины, принято решение – скорее всего в администрации президента – включить, что называется, «ответку», то есть показать, взяв каждого оппозиционера по отдельности, кем на самом деле являются лидеры несогласных. Я не оправдываю эту методику, она мне не нравится. Но оппозиционеры и сами виноваты – они так и не использовали протестный потенциал населения, продемонстрированный массовыми митингами». Это тактическое решение власти, полагает Мухин, скорее всего порекомендовали политтехнологи: «Но никто оппозиционеров сажать не собирается, разворачивая репрессии».
Президент Центра политических технологий Игорь Бунин считает неслучайным то, что сериал персональных «Анатомий...» начался с Сергея Удальцова: «Он нестандартный левый политик, который потенциально может составить конкуренцию коммунистам, создать левую оппозицию. Сейчас наступает период сильного социального протеста, неизбежного ввиду надвигающегося кризиса и реформ, которые власть вынуждена проводить». Эксперт напоминает, что поиск компромата личного характера был и раньше: «Это испытанные методы нашей охранки и ФСБ и т.п. Если посадишь, то рейтинг вырастет, поэтому надо человека максимально измазать. Но мелкие укусы оппозиции со стороны власти консолидируют это сообщество, всю эту субкультуру. Потому что они ощущают себя в осажденной крепости и держатся друг за друга – забывают о политических разногласиях».