Когда-то отношения Геннадия Зюганова и Егора Лигачева отличались теплотой и взаимопониманием.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Ряд известных в прошлом деятелей КПРФ обратились с открытым письмом к предстоящему в феврале 2013 года юбилейному съезду Компартии. В нем нынешнее руководство КПРФ, которое как раз 20 лет назад и пришло к власти, называется оппортунистическим и буржуазно-националистическим. Наиболее известен среди подписантов данного документа бывший член политбюро ЦК КПСС Егор Лигачев. В КПРФ письмо с громкими обвинениями заметили, но видят его связь не столько с XV съездом, сколько с нынешней избирательной кампанией в регионах.
«Это открытое письмо распространялось в партии уже некоторое время назад, так что ничего нового для нас в нем нет», – так прокомментировал «НГ» факт вчерашней публикации информагентства Интерфакс секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов.
Напомним, что вчера был распространен документ, подписанный бывшим членом политбюро ЦК КПСС, а затем и депутатом Госдумы одного из прошлых созывов Егором Лигачевым и рядом прежде видных членов Компартии страны. «Политическая линия руководства КПРФ непоследовательна и нерешительна, лишена ясных для общества коммунистических принципов, что привело к оппортунизму и соглашательству с политикой буржуазного режима в стране», – говорится в открытом письме. Которое его авторы адресуют предстоящему в феврале 2013 года XV съезду КПРФ. Он считается, с одной стороны, юбилейным, потому что 20 лет назад состоялся восстановительный съезд Компартии России, а с другой – существенным с точки зрения обновления теории современного коммунизма.
Поэтому-то Лигачев и его сторонники утверждают, что КПРФ сейчас, по сути, не может считаться коммунистической организацией, ведь «в ее идеологии материализм подменяется идеализмом и религиозными догмами, а пролетарский интернационализм – буржуазным национализмом». Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов и вся нынешняя партийная верхушка обвиняются, как они себя называют, «чистыми марксистами» в том, что Компартия не смогла возглавить разрастающийся народный протест, что в депутатах от КПРФ все больше олигархов и партчиновников, а вот рабочих, крестьян и профсоюзных лидеров нет вообще. И что за 20 лет численность Компартии сократилась более чем втрое – от полумиллиона в начале 90-х до нынешних 150 тыс. с небольшим. Напомним, что по указу президента Бориса Ельцина, изданному осенью 1991 года, коммунисты были запрещены. Они обратились в Конституционный суд и к концу 1992 года получили решение о неправомерности такого запрета. Поэтому в феврале 1993 года был созван восстановительный съезд, на котором Зюганов и был избран главой КПРФ. В том числе потому, что тогда он был известен не столько как коммунист, сколько как лидер широкой антиельцинской оппозиции – так называемого Фронта национального спасения. Именно в этом статусе тогда и презентовал Зюганова генерал Альберт Макашов, ставший известным всей стране после событий октября 1993 года.
Однако сейчас противники Зюганова обещают, что 8 декабря они соберут часть делегатов того самого исторического съезда, чтобы, как можно понять эту задумку, отказать Зюганову в доверии задним числом. Для этого оппоненты руководства КПРФ уже создали некий оргкомитет по подготовке этой, без всякого сомнения, пиаровской акции. «На этом форуме будет дана оценка политике действующего руководства КПРФ, в том числе его кадровой политике, будет подвергнута критике политическая платформа, и делегаты учредительного собрания намерены предложить свою концепцию развития и новый состав руководства партии в преддверии юбилейного, 15-го съезда партии», – утверждается в открытом письме российским коммунистам. Обухов в беседе с корреспондентом «НГ» высказал сомнение в том, что противникам Зюганова удастся собрать сколько-нибудь представительное собрание из участников того исторического события. Подписантов письма он назвал «людьми, которые на том или ином повороте жизни партии от нее отдалились или спрыгнули с партийного поезда». Он уверен, что распространенный вчера документ, который не является каким-то новым, связан не столько с предстоящим съездом, сколько с нынешней избирательной кампанией.
Таким образом, он дал понять, что это очередной этап борьбы с КПРФ, которую инспирирует действующая власть. Недаром, по его словам, «обращение появилось не 15 или 16 октября, то есть уже после выборов, а в последние, критические перед ними дни». Что же касается подписи Лигачева, то Обухов не исключает, что пожилого и со слабым здоровьем ветерана коммунистического движения просто подставили. Или по крайней мере получили его подпись как бы авансом. Стоит отметить, впрочем, что в последнее верится с трудом. Ведь именно Лигачев стал основным заступником, скажем, московских коммунистов, организация которых была переформатирована по распоряжению руководства КПРФ именно из-за их антизюгановской позиции. Кстати, в конце сентября Лигачев выступил с очередной критикой в адрес Зюганова за его соглашательство с режимом и отступление от принципов марксизма-ленинизма. Интересно, что в ответ зюгановцы называют «чистых марксистов» «неотроцкистами», порицая их за то, что те опять не видят ведущей роли русского народа в том протестном движении, которое, согласно официальной доктрине КПРФ, должно соединить в себе классовую борьбу с национально-освободительной.