Фото Reuters
Вчера комиссия нижней палаты по проверке депутатских деклараций обработала материалы по девятерым думцам. Дела троих единороссов направлены на дополнительную проверку – в том числе с помощью правоохранительных органов. По двоим депутатам комиссия решила еще подумать. И, наконец, четверо были признаны совершенно «чистыми». Глава комиссии Владимир Васильев предупредил: по ходу развернувшихся в ГД процессов кто-то скорее всего мандата лишится. Впрочем, более вероятным выглядит другой вариант: все фракции договариваются, что «дело Гудкова» в прошлом, потому что взаимная месть никому пользы не принесет.
На вчерашнее заседание комиссии Госдумы по контролю за достоверностью депутатских деклараций были приглашены девять подозреваемых в коммерческой деятельности думцев. Восемь единороссов и один депутат из ЛДПР. Среди них был и глава думской комиссии по этике Владимир Пехтин. Он, кстати, с самого утра занимался судьбой одного из коллег – бывшего эсэра Алексея Митрофанова, на которого с письменным обвинением во взяточничестве обрушился некий пенсионер. По Митрофанову будут направлены запросы в различные правоохранительные органы.
Пользуясь случаем, журналисты спросили Пехтина, каковы перспективы его персонального дела, но уже в другой комиссии. Пехтин заявил, что он туда скорее всего не пойдет, потому что его письменные ответы на выдвинутые против него обвинения признаны удовлетворительными. А потом потребовал, чтобы в отношении тех, кто пишет на коллег-депутатов, по сути, доносы, тоже проводились аналогичные проверки.
Однако на комиссию Васильева Пехтин все-таки пришел, пусть и с опозданием. Она опять была закрытой – несмотря на то что каждый депутат, выходящий с нее, клялся перед телекамерами: он готов был к разбирательству персонального дела и в открытом режиме, но только не знал, что так можно. Кто-то давал другой вариант ответа – дескать, я забыл об этом.
Правда, после разговора с Владимиром Васильевым выяснилось, что депутаты лукавили. Потому что глава комиссии жестко заявил: в предварительных беседах с каждым из приглашенных все вопросы оговаривались, в том числе, значит, и о формате заседания. Так что хотя в искажении действительности Васильев никого не обвинил, но на собственной правоте – никто комиссию открыться и не просил – настаивал.
По некоторым данным, не совсем соответствуют реальности и утверждения Васильева. Источники «НГ» в ЕР уверяют: лидер фракции единороссов Андрей Воробьев давно настаивает на проведении разбирательств в открытом режиме. Исключительно из политических соображений: партии власти до сих пор надо доказывать, что «дело Гудкова» не было политической расправой.
До сих пор ни одного доказательства тому не нашлось, но вчера лед тронулся. Сразу трое единороссов пройдут дополнительную проверку в различных госорганах – в том числе и правоохранительных. Это Андрей Кнышов, Елена Николаева и Илья Костунов. Их всех подозревают в том, что во время депутатства они еще немножечко занимались бизнесом. Кнышову поминают некую фирму из Словакии, Николаевой и Костунову ставится в вину, что, уйдя в депутаты, они не ушли с постов гендиректоров своих компаний. Все они уверяют, что это ерунда. Напомним, что, по слухам, именно Кнышов может стать искупительной жертвой, которую ЕР отдаст за Гудкова.
А вчера сам единоросс радовался тому, что его проверят следственные или какие-то другие органы. По его словам, «одно дело, если бы решение по мне вынесла комиссия, то есть депутаты решили бы между собой, а другое – когда это сделает некий третейский судья». Интересно, правда, что Васильев пока не знает, куда его комиссия станет обращаться с запросами и сколько времени эти дополнительные проверки могут занять. Официально они могут проводиться в течение 60 дней, но могут быть и продлены.
«Светлыми и чистыми» прямо в комиссии были признаны четверо. Депутат из ЛДПР Владимир Семенов и единороссы Василий Толстопятов, Андрей Скоч и Владимир Пехтин. Последний, как оказалось, на комиссию ходил вовсе не оправдываться, а с рационализаторским предложением по теме «доносчику первый кнут». Выяснилось, что это он говорит не просто так. По словам Пехтина, один из членов комиссии – представитель оппозиции – посоветовал ему подать в суд за клевету. Пехтин заявил, что этому совету последует. Сейчас он собирает документы, чтобы обратиться в органы с требованием возбудить дело о клевете против «тех, кто писал на меня (Пехтина. – «НГ») в комиссию». Интересно, что Васильев на вопрос, будет ли итогом той или иной проверки предложение о лишении какого-то депутата его полномочий, ответил так: «Мы начали такие процессы, в ходе которых такие решения должны приниматься».
Судя по вчерашнему заседанию комиссии, дело идет совсем к другому. Все фракции наконец вспомнили поговорку о стеклянном доме, в котором нельзя бросаться камнями, если в нем живешь. Поздняков публично рекомендовал всем, кто отправляет в комиссию документы, внимательно относиться к их содержанию. Получается, что КПРФ и ЛДПР вместе с ЕР решили не переходить к взаимной мести, а эсэрам дано понять, что помогать им в требовании компенсации за «дело Гудкова» никто не будет. Дескать, им следует удовлетвориться тем, что несколько единороссов пару месяцев пробудут под проверкой.