Самооборона может дорого обойтись демонстрантам.
Фото Reuters
Вчера пленум Верховного суда (ВС) России постановил, что самооборона граждан не должна касаться действий полицейских на массовых акциях – последние могут применять силу и причинять вред митингующим в рамках закона. Одновременно разгорается скандал по поводу заявления начальника УФСБ по Ростовской области Павла Солодкова, приравнявшего к экстремизму призывы к честным выборам. Эксперты заговорили о железном занавесе.
Обсуждая право граждан на самооборону, в Верховном суде пояснили, что таковой не следует считать защиту от полицейских на массовых акциях. «Действия должностных лиц, даже если они сопряжены с причинением вреда, состояние необходимой обороны не образуют», – говорится в принятом вчера постановлении пленума ВС.
По мнению судей, сотрудники правоохранительных органов не нарушают закон, применяя силу на митингах. Авторы документа оговариваются, что речь идет исключительно о правомерных действиях полицейских. В беседах с «НГ» эксперты подчеркивают, что в российской правоприменительной практике доказать неправомерность любых действий полиции в отношении оппозиции практически невозможно.
Адвокат Дмитрий Аграновский, защищающий арестованных участников акции 6 мая, увидел в решении пленума потакание сиюминутным интересам властей: «Очень похоже, что оно было принято в связи с «болотным делом». У следствия доказательная база очень слабая – на всех видеороликах видно, что страдали в основном демонстранты. Но, поскольку борьба с «оранжевой угрозой» вновь набирает обороты, все средства хороши». Пункт постановления о допустимой защите от заведомо неправомерных действий полицейских из вчерашней повестки дня был исключен. «Он требует определенной доработки», – заявили в ВС.
На этом фоне ажиотаж в стане несогласных вызвало заявление руководителя УФСБ России по Ростовской области Павла Солодкова, сравнившего лозунг «За честные выборы» с экстремизмом. Солодков нашел в области «деструктивные силы», которые «пытаются переориентировать протест молодежи на политическую сферу». Свидетельством этого силовик посчитал «все более масштабное участие молодых в митингах под лозунгом «За честные выборы». Чтобы оградить молодежь от противоправной, по его мнению, деятельности, ростовские чекисты намерены «усилить работу по дискредитации идеологических акций экстремистских структур». Губернатор Ростовской области Василий Голубев пообещал направить в Госдуму требование ужесточить наказание за экстремизм.
Директор Института прав человека Валентин Гефтер в беседе с «НГ» назвал оговорку главы ростовских чекистов не случайной: «Это не только доведенное до полного абсурда служебное рвение, но и явный выход за рамки Конституции». Правозащитник подчеркнул, что слова, прозвучавшие из уст высокопоставленного силовика, характеризуют систему в целом: «Мы все больше отгораживаемся от демократических процедур».
Словно в подтверждение слов эксперта вчера председатель Госдумы Сергей Нарышкин отменил поездку в Страсбург на сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы и свое выступление с трибуны ПАСЕ. «События последнего времени показали, что мои предложения стратегического характера вряд ли сегодня могут быть услышаны в ПАСЕ, поскольку среди отдельных руководителей ассамблеи и русофобски настроенных отдельных депутатов явно преобладают иные желания», – подчеркнул Нарышкин. В кулуарах Госдумы сразу поползли слухи о том, что желание спикера остаться в России связано с возможным принятием новой жесткой резолюции по России. Председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, летящий в Страсбург вместо Нарышкина, предрек возможное ухудшение отношений с Советом Европы – в случае, если ПАСЕ повысит уровень мониторинга России.
Ранее СМИ сообщали, что в текст резолюции может быть добавлено требование передать мониторинг выполнения Россией своих обязательств Совету министров Европы. Другой член делегации, вице-спикер Совета Федерации Ильяс Умаханов, вчера заявил журналистам, что российская сторона вообще может выйти из ПАСЕ в случае, если ее позиция не будет учитываться европарламентариями.
Член научного совета Московского центра Карнеги Мария Липман в беседе с «НГ» назвала возможный выход из ПАСЕ России катастрофой: «У европейских организаций и сейчас очень невелики возможности влиять на Россию, но отсутствие всякого влияния ускорит движение России в сторону неправового полицейского режима». Она подчеркнула, что подобные разговоры, ведущиеся из уст российских чиновников, показательны: «Выход из организаций, стоящих на страже гуманитарных ценностей, хотя бы и на словах, является символическим».