0
2012
Газета Политика Интернет-версия

26.09.2012 00:00:00

Свобода слова уехала за границу

Тэги: оппозиция, эмиграция


оппозиция, эмиграция Оставшийся в России Владимир Акименков теряет зрение в СИЗО.
Фото РИА Новости

В Испании, по информации «НГ», прошел собеседование на право получения политического убежища фигурант «болотного дела» Алексей Киселев. В ожидании решения местных властей он рассказал «НГ» о трудностях пребывания за границей – нет ни работы, ни денег. В России перспектив у «болотных фигурантов» еще меньше, предупреждают эксперты: вечером в понедельник суд продлил арест юристу Комитета за гражданские права Николаю Кавказскому. На этой неделе тюремные врачи будут решать судьбу арестованного в рамках «болотного дела» Владимира Акименкова, стремительно теряющего зрение в СИЗО.

«Осени очень не хватает, здесь все еще лето», – первым делом посетовал в беседе с «НГ» Алексей Киселев. Он рассказал, что в конце августа прошел собеседование с испанскими властями на право получения политического убежища. Собеседование прошло на ура, говорит эмигрант: «Спрашивали, как папу и маму зовут. Что касается акции протеста на Болотной, то записали под диктовку рассказанную мною историю». По итогам собеседования Киселеву предоставили право на пребывание в стране до получения статуса беженца до марта 2013 года. «Ответ могут дать в любой момент, – говорит Алексей Киселев. – Если будет положительный, выдадут вид на жительство. Если отрицательный – буду готовить документы в суд».

Собеседник «НГ» пояснил, что предоставленный ему недавно документ хорош всем, кроме одного – не дает права на работу: «В марте я пойду за новым, который такое право предоставит». О приютившей его Испании Алексей отзывается тепло: «Нормальная свободная страна. О происходящем в России тут в курсе – все в ужасе».

Он добавляет, что вместе с ощущением безопасности испытывает тоску по России: «Скучаю – жуть как. К тому же с работой проблемы, уже намучился искать что-нибудь удаленное. Пособий здесь не платят из-за мер по стабилизации бюджета».

Киселев посетовал, что он далеко не единственный политэмигрант в Испании: «Здесь полно русских. Общался с белорусами, которых достала «местная гэбня», и они сбежали в Европу». Собеседник «НГ» настоятельно попросил не упоминать их фамилий – те боятся за судьбу родных в Минске.

Алексей Киселев поддерживает контакты с антифашистом Петром Силаевым, который в конце августа был задержан Интерполом по требованию российской стороны. Практически сразу же он был отпущен из тюрьмы под поручительство местного профессора: «Я хотел узнать, не нужна ли ему помощь. Оказалось, у него тут все отлично – нашли и адвоката, и жилье. Сейчас он ждет суда. В общем, у него все хорошо – все уверены, что Испания его не выдаст России».

На этом фоне стало известно о подробностях судебного процесса над другим фигурантом «болотного дела» – юристом комитета «За гражданские права» Николаем Кавказским. В понедельник вечером Басманный суд столицы продлил ему арест до 6 ноября. Судья Ольга Солопова вела процесс в своем стиле, рассказали «НГ» в Росузнике. «У вас выписка из истории болезни трехлетнего ребенка, ничего посвежее-то нет?» – обратилась она к Кавказскому. «Ходатайства она просила в таком же тоне: «Что еще хотите? Давайте повеселее!» – процитировали ее в беседе с «НГ» присутствующие в суде зрители. В итоге судья отклонила все ходатайства по здоровью, вегетарианскому питанию, допросу матери, приобщив только жалобу в медчасть СИЗО и свежую выписку из истории болезни Кавказского. «По закону, стоя нужно провожать из зала только судью, а провожали Кавказского. Все, кто сидел снаружи зала, хлопали», – рассказали «НГ» очевидцы.


Гражданская позиция Алексея Киселева стала причиной его отъезда из страны.
Фото из личного архива Алексея Киселева

Скандал разворачивается и с содержанием в СИЗО активиста Владимира Акименкова. Страдающий тяжелым хроническим заболеваем глаз (калобомой радужки), в изоляторе он практически потерял зрение, о чем его адвокаты предупреждали еще в июле, прося суд изменить подзащитному меру пресечения (см. «НГ» от 18.07.12). В понедельник Акименкова перевели в тюремную больницу «Матросской Тишины», что правозащитники восприняли скептически. «Насколько я знаю, там и окулиста-то нет», – рассказала в беседе с «НГ» зампред Общественной наблюдательной комиссии Москвы Анна Каретникова.

Неудивительно, что люди уезжают, говорят эксперты. Отметим, что после начала одного только «болотного дела» страну покинули несколько десятков оппозиционеров.

Адвокат Международного центра защиты прав человека Карина Москаленко, специализирующаяся на вопросах эмиграции, в беседе с «НГ» дала собирательный образ политэмигранта: «Психологически это очень страдающие от разлуки с родиной люди. У большинства из них после получения статуса решаются все социальные вопросы, но это мало их утешает. И страна, которая радушно распахивает для них свои двери, все равно кажется людям чужбиной». Москаленко добавила, что вынужденную разлуку с родиной помогают переживать ощущение явной несправедливости и надежда на то, что режим поменяется и люди смогут вернуться: «Однако оснований для таких надежд все меньше и меньше». Собеседница «НГ» отмечает, что политэмиграция в современной России стартовала с приходом к власти Владимира Путина в начале 2000-х. «Мне довелось общаться с эмигрантами первой волны. Они уехали очень давно и, как казалось, ненадолго. Однако возвращаться им некуда и сейчас», – резюмирует Карина Москаленко.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1273
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
658
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
586
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
753

Другие новости