0
7843
Газета Политика Интернет-версия

14.09.2012 00:00:00

Парламентаризм по-нашенски

Тэги: дума, депутаты, скандал


дума, депутаты, скандал Сергей Миронов вынужден отбивать новую атаку.
Фото ИТАР-ТАСС

Сегодня Дума, возможно, примет решение о лишении мандата депутата от «Справедливой России» Геннадия Гудкова. Успешно опробовав на парламентарии этот механизм, партия власти нацелилась на лидера эсэров Сергея Миронова. Тот пока отбивается, а эксперты оценивают ситуацию как серьезный парламентский кризис. В Кремле открытый ящик Пандоры захлопнуть не спешат.

Настроения в «Единой России» далеко не победные. Партийцы ходят по Думе грустные, и их можно понять – отбиваясь, эсэры завалили Интернет компроматом на политических конкурентов.

И теперь уже ЕР перешла на оборонительные позиции. Бывший нашист Илья Костунов обвиняет лидера «Справедливой России» Сергея Миронова в злоупотреблениях, аналогичных тем, что обнаружены у Геннадия Гудкова. Эсэры отбиваются, и пока успешно, иронизируя по поводу неумения Костунова отличить бывшего спикера от его многочисленных однофамильцев. Депутат Дмитрий Гудков считает, что таким образом единороссы пытаются отвлечь внимание от эсэровских разоблачений, выложенных у него на сайте: «Но такой неумелый ход лишь подогревает интерес к этой войне компроматов».

В беседе с корреспондентом «НГ» один из думских аппаратчиков подчеркнул – наиболее сильно нервничают депутаты от партии власти. По его мнению, они обескуражены бесцеремонной расправой с Гудковым. И серьезно опасаются, что в случае чего отработанный на Гудкове механизм может быть использован для «зачистки» их самих.

Источник «НГ» в ЕР, в свою очередь, указывает, что авторитет Госдумы стремительно падает. По его словам, «ситуация похожа на 1993 год, когда российский парламент превратился в орган, где занимались чем угодно, только не реальными проблемами».

Заметим, что скандал на Охотном Ряду пока никто не пробует притормозить. Напротив: источник «НГ» в Кремле уверяет, что документы, компрометирующие единороссов, будут тщательно проверены, а виновные – наказаны.

Что стоит за сливами в парламенте? Вариантов ответа несколько.

Версия первая. Дума пошла вразнос стихийно. «Единая Россия» стала жертвой собственной неуклюжести, швыряясь камнями в стеклянном доме. Очевидно, перед ЕР была поставлена скромная задача не допустить участия Гудковых в Марше миллионов, назначенном на 15 сентября. Однако партия власти получила быстрый и симметричный ответ, к которому явно не была готова. Атрофия политических мышц, многолетняя привычка надеяться на Владимира Путина лишила ее боеспособности. И в качестве ответного удара единороссы могут противопоставить эсэрам только локальную вылазку Костунова. В этом случае происходящее на Охотном Ряду выглядит боями местного значения, этаким «парламентаризмом по-русски» – не более того.

Версия вторая. Кремль внимательно следит за скандалом. Возможно, начало его и было мелкотравчатым сведением счетов, но сейчас ситуация вышла за рамки рядового события. Вот уже и Сергей Миронов втянут в конфликт с далеко идущими последствиями. Потому что неизвестно, будет ли продолжение у обвинений Костунова. Поскольку он не только бывший нашист, но и член комитета по безопасности Государственной Думы.

Нельзя исключить того, что за раскруткой ситуации стоит подготовка к роспуску нижней палаты. Напомним: главная претензия оппозиции к власти – читай, к нынешнему президенту – «нечестные парламентские выборы». То есть избирательность подхода к участникам гонки. Миллионы граждан в очередной раз убедились, что власть создает тепличные условия одним игрокам на политическом поле и чинит препятствия другим. Чего стоит лишь история с массовыми вбросами бюллетеней.

Распуская Думу, Владимир Путин убьет неимоверное количество зайцев. Потому что итоги декабрьской кампании-2011 не ставит под сомнение только ленивый. Недовольство ходом и результатами думских выборов в декабре прошлого года дважды выводило на улицы столицы по 100 тыс. человек.

Эти мирные манифестации вынудили власти худо-бедно реформировать и избирательную, и партийную системы. Страх перед повторением протестов, в подавлении которых в силу их массовости нельзя будет применить силу, как в случае с лимоновцами, не покидает правящую элиту.

Счастливы будут все. В том числе мировая общественность в лице Госдепа США и Европарламента. Отечественные правозащитники, если в силу привычки станут противоречить «режиму» и вступятся за нижнюю палату, будут выглядеть, мягко говоря, несолидно. Или смешно.

Главное же – электорату решение президента безусловно понравится. Это поступок в стиле Путина, который так укрепит свой имидж народного заступника, дополнив образ ярким штрихом принципиального борца с погрязшей в коррупции Госдумой. При этом глава государства продемонстрирует уместную равноудаленность от современных политиков, зацикленных на собственных интересах.

Против роспуска Думы есть несколько старых аргументов. Первый: выборы – удовольствие недешевое. Но все зависит от целеполагания. От соотношения «цена–качество». Второй аргумент: новая Дума окажется более оппозиционной, чем старая, поскольку в стране растут протестные настроения. Это – вряд ли. Один только лозунг разгона «продажного парламента» поднимет рейтинг Путина на небывалую высоту.

Судьба «Единой России», возможно, не так сильно волнует Кремль, как кажется самой партии. У ЕР есть дублер, пока отсиживающийся в тени и имеющий статус пока не зарегистрированного общественного движения. А главный куратор Общероссийского народного фронта – Вячеслав Володин – занимает пост первого заместителя руководителя президентской администрации.

И, наконец, возможный досрочный роспуск Государственной Думы – гарантия того, что Владимир Путин не только останется на посту весь нынешний срок, но и спокойно сохранит за собой президентское кресло в 2018 году. Таким образом, кажущееся равнодушие Кремля к разборкам на Охотном Ряду может оказаться результатом холодного математического расчета.

Существует технический способ прекращения полномочий нынешней Госдумы. Теоретически, если строго следовать Конституции, нижнюю палату можно распустить лишь в случае ее конфликта с правительством – например, за неутверждение премьера или недоверие кабинету министров, с которыми не будет согласен президент. Однако имеется и еще один вариант роспуска, прямо в Основном законе не обозначенный, но вытекающий из совокупности нескольких его статей. Ведь Госдума правомочна только в том случае, если в ней присутствует свыше 225 депутатов, то есть более половины от 450. Принимает законы она точно таким же большинством. Получается, что если самая крупная фракция отказывается от своего присутствия в парламенте, то его останется лишь распустить.

Кстати, как стало известно «НГ» от источников, близких к администрации президента, Владимир Путин якобы не так давно попросил соответствующие службы оценить плюсы и минусы такого варианта парламента, как двухпалатный Верховный совет. Который, напомним, собирался на сессии всего два раза в год. Иногда он созывался и во внеочередном порядке, например, затем, чтобы по приказу правящей партии (тогда - КПСС) поменять председателя своего президиума.

Читайте также:
Бизнес и парламент – вещи несовместимые


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1033
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1275
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1165
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1153

Другие новости