Анатолий Лысков хочет расширить ряды парламентских полпредов в госучреждениях.
Фото PhotoXPress.ru
Требования о повышении роли парламента стали модным трендом. Например, председатели Совета Федерации и Госдумы Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин начали свою деятельность именно с таких заявлений. Даже Владимир Путин наконец согласился с тем, чтобы был закон о парламентском контроле. А на днях сенатор Анатолий Лысков внес законопроект об укреплении статуса полномочных представителей Федерального собрания в иных органах власти. Чтобы они мониторили ситуацию и выявляли пробелы в законодательстве. Оппозиция считает, что это обходной маневр, создающий видимость власти парламента, а на деле консервирующий его нынешнее подчиненное положение.
Член Совета Федерации Анатолий Лысков, работающий в комитете по конституционному законодательству и представляющий верхнюю палату в Верховном суде, считает, что институт такого представительства должен был закреплен законодательно. То есть должность комиссаров Федерального собрания должна быть прописана в законе о статусе парламентариев. Что и сделано в соответствующем проекте, который он уже направил в Госдуму. Лысков уверен, что в нынешней ситуации, когда представительства той или иной палаты открыты в высших судах страны, правительстве, Центробанке, Счетной палате, Генпрокуратуре, Центризбиркоме и Общественной палате исключительно по решению их председателей, их статуса для полноценной деятельности не хватает. И хотя любой сенатор или думец в принципе имеет право принять участие в работе любого госоргана, это все не то, полагает Лысков. Ведь в таком случае этот парламентарий представляет лишь себя, а значит, не может выступать от имени своих коллег и доносить до них информацию об увиденном и услышанном.
Поправка Лысковым вносится в ст. 7 закона о статусе, в которой и перечислены формы деятельности депутатов и сенаторов. Среди них теперь появится и такая – представлять палату в органах государственной власти. По его словам, практике такого представительства уже более 10 лет, и «за это время институт полпредов парламента доказал свою важность».
В беседе с «НГ» сенатор пояснил: «Главное назначение полпреда – не в том, что он представительствует на каких-то мероприятиях, а в том, что им осуществляются процессы мониторинга, выявляются пробелы в действующем законодательстве». Он напомнил, что первопроходцем в создании данного института стала именно верхняя палата, а Госдума до сих пор, по сути дела, к нему лишь присматривается. Лысков надеется, впрочем, что его законодательная инициатива нижней палатой будет все-таки поддержана.
Ведь в полезности наличия «ока законодателя» при структурах исполнительной и судебной властей он убедился на личных примерах. Сам Лысков делегирован Совфедом в Верховный суд, откуда внес не одну законотворческую идею. Например, недавно внесенный в ГД проект об усилении в уголовном процессе прав потерпевшего, превращающий его фактически в третью сторону, – это результат общения с российскими судьями.
Кстати, по мнению Лыскова, количество мест, где должны работать «комиссары от парламента», необходимо увеличивать. Скажем, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка действует пока на основании указа главы государства. Однако совершенно очевидно, что эта структура свою эффективность доказала, а значит, в скором времени она будет закреплена и в законе. После чего, уверен сенатор, представительство Федерального собрания в ней тоже необходимо.
Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев, услышав о предложениях Лыскова, поделился с «НГ» своим видением данной проблемы. По его словам, намерения звучат неплохо, ведь действительно контрольные функции законодательной власти в нашей стране практически отсутствуют. Однако в данной инициативе, заметил он, есть и серьезная отрицательная составляющая: «Повышать роль парламента надо не такими обходными путями, а постоянным убеждением исполнительной власти, может быть, даже борьбой с ней за то, чтобы полномочия парламента, прописанные в Конституции, были наполнены реальным содержанием». Обходные же маневры вроде того, что предлагает Лысков, уверен коммунист, приведут только к тому, что настоящее усиление роли Федерального собрания будет подменено вот такими в основном пиаровского свойства решениями: «А потом президент скажет: а чего вам еще надо, какие контрольные полномочия, вы и так имеете своих представителей во всех органах власти».