0
2494
Газета Политика Интернет-версия

10.09.2012 00:00:00

100 дней министра Ливанова

Александр Абрамов

Об авторе: Александр Михайлович Абрамов - член-корреспондент РАО.

Тэги: минобрнауки, ливанов, образование, школа, вуз


В канун учебного года исполнилось 100 дней пребывания Дмитрия Ливанова на посту министра образования и науки (назначен 21 мая с.г.). Можно подвести предварительные итоги.

Главный вывод таков. Несмотря на некоторые противоречия в высказываниях и действиях, явно просматриваются признаки расхождения с курсом предыдущего министра Андрея Фурсенко. Об этом свидетельствует, например, заявление Ливанова о том, что школьным стандартам «не хватает конкретики» (в переводе на русский это означает: работу над содержанием школьного образования надо начинать заново). Другой пример – призыв к резкому сокращению отчетности учителей, а это, как известно, связано с новой системой оплаты труда «в зависимости от качества», определяемого на основе крайне сомнительных критериев. Примечателен и призыв «остановить закрытие школ» – при Фурсенко за последние пять лет ликвидировано 15 тыс. сельских и малокомплектных школ. Проявлена готовность к весьма существенным изменениям в ЕГЭ.

Необычно и другое: впервые за долгие годы министр выступил с программной статьей «Ставка на новое содержание», описывающей контуры долгосрочной программы развития высшей школы.

Наиболее громкое заявление о предстоящих реформах принадлежит премьеру Дмитрию Медведеву: «Очевидно, что общее количество вузов превосходит все разумные рамки. Карфаген должен быть разрушен, значительная часть вузов, которые не отвечают современным критериям, должны быть перепрофилированы или закрыты».

Сравнение не слишком удачно. Во-первых, современная российская система образования при всех ее недостатках – это все-таки не вражеское государство, с которым нужно вступить в смертельную схватку. Во-вторых, не следует забывать, что наш «Нью-Карфаген» выстроен многолетними колоссальными усилиями Минобрнауки, усердно раздающим лицензии многочисленным «новообразованиям» – сомнительным вузам и их филиалам, активно освоившим рынок по продаже дипломов. А в-третьих, речь должна идти не о разрушении системы вузов, а о глубоко продуманной перестройке всей системы образования.

Но решимость к проведению серьезных реформ оправданна. Мириться далее с ускоряющейся деградацией средней и высшей школы, с разрушенной системой начального и среднего профобразования, с повсеместной кадровой деградацией далее нельзя. Это уже прямая угроза национальной безопасности страны. Без серьезных реформ в образовании и науке и программа создания 25 млн. высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест, и программа перевооружений ценой в 20 трлн. руб. не реализуемы. Де-факто сравнением с Карфагеном Дмитрий Медведев признал полный крах политики так называемой модернизации образования. Необходима принципиально новая политика, которую, по-видимому, пытается выстроить Дмитрий Ливанов.

Беда в том, что простых решений не осталось. Столь необходимая перестройка системы высшего образования натолкнется на сопротивление студентов, преподавателей и ректоров вузов, подлежащих сокращению (этим объясняется умеренный тон Ливанова по сравнению с его первым заявлением о сокращении числа вузов и бюджетных мест вдвое). Для трудоустройства подростков и развития экономики необходимо восстановление системы начального и среднего профобразования. Из слабых выпускников школы не вырастут сильные студенты – следовательно, необходима и серьезная реформа средней школы.

В той или иной мере обозначенные проблемы обсуждаются в последней статье нового министра. С рядом ее положений можно согласиться, а можно и спорить. На мой взгляд, крупных недостатков три.

1. Отсутствие мер быстрого реагирования: например, разработчики оборонной промышленности необходимы в ближайшие годы, а не через 10–15 лет.

2. Явно просматривается стремление решить кадровые проблемы за счет «импорта».

3. Вызывает удивление следующий тезис: «Нужно заново сформулировать, что есть высшее образование в начале XXI века. Для этого прежде всего стоит прекратить обсуждение моделей и подходов конца 1990-х и начала 2000-х годов. ЕГЭ как единый национальный экзамен останется надолго… Болонская система – уже сделанный выбор». Новая священная корова! За этим тезисом стоит упорное нежелание признавать ошибки, несмотря на явные пороки системы принятия решений. Ревизия и инвентаризация всей системы образования неизбежны, если мы всерьез желаем заметных позитивных перемен.

Перестройка национальной системы образования не может быть «революцией сверху». Нужны и «активность масс», и глубоко выверенные профессиональные решения, специфические для каждого региона и каждой отрасли. Следовательно, необходима широкая общенациональная дискуссия, в которой основная роль принадлежит не чиновникам и политикам, а учителям, преподавателям и профессорам, представителям производства и бизнеса.

Система принятия решений в образовании должна избавиться от безудержного формализма, воинствующего экономизма, бюрократического монополизма и стать профессиональной, демократичной, открытой. Надежды на такое развитие событий пока сохраняются.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1638
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1842
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
1304
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
947

Другие новости