Очередной скандал в преддверии региональных выборов случился в Брянской области. Несмотря на то, что облизбирком должен принять решение о регистрации кандидатов на должность губернатора 6 сентября, уже стало известно: с большой долей вероятности с предвыборной гонки будет снят эсэр Вячеслав Рудников. Некоторые депутаты – из тех, кто отдал за него свои подписи, – неожиданно заявили: сделать это им пришлось по принуждению. А несколько народных избранников, оказывается, подписывались дважды.
Из 253 подписей, собранных кандидатом-эсэром, облизбирком признал действительными лишь 218. Так написано в официальном протоколе, выданном Вячеславу Рудникову. И этого явно недостаточно для того, чтобы преодолеть так называемый «муниципальный фильтр».
Как следует из документа, сразу 18 местных депутатов обвинили эсэра в подкупе и обмане. И попросили их подписи отозвать. «Причины при этом назывались дикие. К примеру: «Я отдал свою подпись за Руднева под давлением пяти тысяч рублей», – посетовала в разговоре с «НГ» сотрудница предвыборного штаба эсэра.
Причудливо жаловались народные избранники и на обман со стороны кандидата – мол, собирая подписи, он представлялся членом «Единой России». «На наш вопрос, адресованный сотруднику облизбиркома, – как Рудников мог это провернуть, если в подписном листе четко указано, выдвиженцем какой партии он является кандидат, получили оригинальный ответ: мол, обсуждать умственные способности народных избранников облизбирком не намерен», – возмутилась собеседница «НГ». И подчеркнула: показать эсэровскому штабу хотя бы одну из этих жалоб в облизбиркоме отказались: «Странные письма, написанные неизвестно кем... По нашим данным, их даже прислали не по почте, а просто принесли на проходную. И это позволяет усомниться в их подлинности».
Между тем в предвыборный штаб брянских эсэров уже пожаловались три депутата – мол, начальники пытались заставить их подписи отозвать, засыпая угрозами. Двоим из них прозрачно намекали на возможное отчисление детей из вузов, а третьему – большими проблемами в бизнесе.
Еще 17 подписей из списка Рудникова оказались «дублированными». Большая часть депутатов параллельно с ним поддержали действующего главу региона Николая Денина, двое – кандидата от «Яблока» Андрея Пономарева, двое – выдвиженца ЛДПР Михаила Марченко.
Получить комментарий на эту тему в облизбиркоме «НГ» не удалось. Там согласились обсудить произошедшее лишь после 6 сентября.
Сам Вячеслав Рудников готовится оспорить это решение в суде. А в случае необходимости – написать жалобу в Генпрокуратуру и обращение на имя президента России. «Возможно, это произойдет и не сразу, но у нас есть все возможности добиться того, чтобы в случае победы Денина результаты выборов отменить, – заметил он в разговоре с «НГ». – На протяжении всего процесса сбора подписей провокации следовали одна за другой. Депутатов не только запугивали, но и дезинформировали, говорили им, что в выборах я участвовать все равно не буду, так что не стоит со мной и связываться». Проблем со сбором подписей, по словам политика, не было лишь у кандидатов, угодных действующей власти: «Выдвиженец «Яблока», к примеру, смог собрать 200 подписей за полтора дня. При этом некоторые из тех, кто согласились его поддержать, нам в помощи отказали, объяснив это тем, что уже поставили свою подпись на чистом листе».
Замдиректора Центра политических технологий Ростислав Туровский в беседе с «НГ» заметил: «Во всех регионах, где проходят выборы губернатора, «Справедливая Россия» сталкивается с одной и той же проблемой: ей не хватает собственных муниципальных депутатов для того, чтобы гарантировано собрать необходимое количество подписей. Поэтому у выдвиженцев два выхода – либо рисковать, надеясь на то, что поддержавшие их депутаты из других партий впоследствии их не подставят, либо договариваться с действующей властью. И в обмен на помощь чиновников становиться техническими кандидатами, выполняющим все их требования. Рудников пошел по первому пути».
В том, что в дальнейшем эсэры смогут добиться справедливости в суде, собеседник «НГ» усомнился: «Это вопрос политический, соответственно, решение по нему тоже будет политическим. Подозреваю, что в случае Брянской области это может оказаться безрезультатным».