Красивая жизнь чиновника стала предметом вожделения почти каждого четвертого россиянина.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Социологи Левада-Центра выяснили: лучшее место работы в глазах россиян – структуры госвласти и органы правопорядка. При этом о самих чиновниках наши соотечественники отзываются нелицеприятно. Каждый третий респондент назвал их людьми, «озабоченными только своими привилегиями и доходами». Эксперты считают, что удивляться противоречию не стоит – при выборе работы россияне склонны думать о перспективах «красивой жизни», а не о репутационных издержках.
Любопытным образом распределились мнения наших соотечественников при ответе на вопрос: «Где, по вашему мнению, сейчас лучше всего работать в России?» Каждый четвертый респондент (26,9%) назвал органы госвласти, практически каждый пятый (18,4%) – силовые структуры/органы правопорядка, подразумевая полицию, службы безопасности, суд и прокуратуру.
Иностранные предприятия привлекают 13,5% россиян. 10,4% респондентов признались, что, по их мнению, лучше всего по нынешним временам вести собственный бизнес.
Трудиться в «бюджетной» сфере образования и здравоохранения понравилось бы 5,2% опрошенных. Примерно столько же – 5,1% респондентов при ответе на этот вопрос назвали частные предприятия.
«В большинстве своем наши соотечественники хотят работать в структурах, которые дадут возможность чувствовать себя хозяином жизни. В нашей стране это силовые ведомства и государственная служба в целом», – заметил в разговоре с «НГ» директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. По словам эксперта, в частном бизнесе люди могут получать неплохие зарплаты, но при этом там им приходится много работать и нести какую-то ответственность. «На госслужбе в России чиновник даже не самого высокого уровня может рассчитывать на практически абсолютную безнаказанность и просто фантастические возможности для личного обогащения». Классический пример этого, по мнению Делягина, – откровения погибшего несколько лет назад помощника министра экономического развития и торговли: «Потом я читал воспоминания его друзей. Оказалось, что этот человек утверждал, что для него нет ничего невозможного, и бравировал своим всевластием». Что касается силовых структур, то, как отметил собеседник «НГ», они не только дают власть над людьми, но и возможность «творить все что угодно при твердой уверенности, что за это ничего не будет».
Подобную точку зрения подтверждает еще один вопрос, заданный сотрудниками Левада-Центра россиянам: «С какими высказываниями о людях, которые сейчас стоят у власти, вы бы скорее всего согласились?» Подавляющее большинство респондентов (64,7%) считают их персонажами, «озабоченными только своими привилегиями и доходами» и что «главное для них – сама власть». Лишь 24,7% опрошенных признались, что это «образованные, знающие специалисты», 14,4% респондентов назвали их «организаторами-практиками, умеющими работать с людьми». А вот с тем, что это «люди, которые заботятся о благе народа», готовы были согласиться лишь 13,7% опрошенных. 58,3% россиян заметили: люди, которые сейчас стоят у власти в России, обеспокоены главным образом «сохранением и укреплением собственной власти». В то, что для наших руководителей более важно «процветание страны», верят 30,1% наших соотечественников.
Замдиректора Левада-Центра Алексей Гражданкин напоминает: имидж чиновников был серьезно испорчен в середине 90-х. В то время население либо обвиняло их в том, что они входят в олигархические структуры, занятые незаконным обогащением, либо испытывают к ним небескорыстную симпатию. «А так как некоторая преемственность власти все же имеет место, негативное отношение к бюрократическому аппарату сохраняется», – говорит Гражданкин. При этом эксперт подчеркнул: отвечая на вопрос о людях, стоящих у власти, россияне не имеют в виду премьера и президента – те в сознании наших соотечественников находятся на неком надстроечном уровне: «Мы несколько лет отслеживаем – как люди распределяют заслуги и ответственность за то, что происходит в стране. И до последнего времени заслуги главным образом приписывались Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву, а вот ответственность за неудачи – аппарату правительства и прочим чиновникам».
Однако, по словам эксперта, сравнительно недавно россияне начали перекладывать ответственность на первых лиц государства. «С этим и связан тот факт, что доверие к президенту и премьеру постепенно снижается, а вот к бюрократическому аппарату люди начинают относиться лучше. Несколько лет назад, задавая респондентам этот же вопрос, мы получали еще более негативные для чиновников результаты», – заметил Гражданкин.