Владимир Путин прописал стране еще одно лекарство от нетерпимости.
Фото с официального сайта президента РФ
В пятницу президент Владимир Путин провел в Мордовии совещание созданного им Совета по межнациональным проблемам. Впервые глава государства критически, насколько это возможно для Путина, отозвался о советской практике решения этих проблем. Внимание главы государства к межнациональным конфликтам усилено на фоне продолжающихся конфликтов на межнациональной почве и резких заявлений политиков в этой области. Однако предложенные им рецепты оздоровления ситуации эксперты оценивают скептически.
После нескольких комплиментов «советскому опыту» относительно необходимости «учитывать весь позитивный опыт, который был накоплен в предыдущие десятилетия», президент сказал: «Конечно, сегодня нужны качественно новые подходы, учитывающие современное развитие общества, государства, развитие в мире, у нас в стране. И, конечно, ничего механически из прошлого применять нельзя, невозможно, а подчас даже и контрпродуктивно».
Далее он эту тему не развивал, а для решения проблемы предложил создавать центры для адаптации мигрантов. В тот же день идею оживленно комментировали единороссы. На сайте партии появилась заметка координатора Патриотической платформы ЕР, депутата Госдумы Ирины Яровой, которая выразила уверенность, что эти меры «позволят успешно решить вопросы миграционной политики».
Заметим, что для Путина межнациональные конфликты давно больная тема. Ей посвящена была, напомним, лучшая – по мнению многих экспертов – его предвыборная статья «Россия: национальный вопрос» (см. «НГ» от 23.01.12). Там глава государства уже в названии привел термин, которого многие стесняются и сегодня. Обозначив приоритеты проблемы в начале года, в прошедшую пятницу Путин перешел к осуществлению конкретной программы. Не поздно ли – и достаточно ли предложенного? В «Единой России» не сомневаются – конечно, теперь будет счастье! Однако статья Яровой выглядит скорее бравурной отпиской, дежурным «одобрямсом», нежели анализом сложнейшей ситуации, сложившейся в стране.
Все это время в России усложнялась обстановка в области межнациональных отношений, конфликты наслаивались один на другой. Драки стали обыденностью до такой степени, что четверговый безобразный фанатский бунт в столице не привлек особенного внимания ни партий, ни парламентариев, ни оппозиционеров. Активно обсуждалось событие только в Интернете. Именно там прозвучала резкая фраза одного из блогеров, Andrey Mil: «Происходит полный провал национальной политики государства».
Нагнетание взаимного недоброжелательства перешло на уровень губернаторско-сенаторский. Сначала Александр Ткачев, глава Краснодарского края – региона, наиболее подверженного давлению неконтролируемой миграции, нелицеприятно высказался относительно гастарбайтеров. А потом член Совета Федерации Рамазан Абдулатипов заявил о намерении разработать закон, позволяющий наказывать – в уголовном порядке! – руководителей областного и городского масштаба, допустивших высказывания «провокационного» свойства, направленные на разжигание межнациональной розни. Почему только губернаторы и мэры, а не, к примеру, министры, премьер и президент должны «отвечать за базар», Абдулатипов не уточнил. Возможно, потому, что не может себе представить подобное. Вот на региональном уровне - может, а выше – нет, не получается.
Вопрос, однако, в другом. Что предлагается сегодня? Можно ли, к примеру, в Москве решить проблему такого рода конфликтов с помощью 10 млн. в год на нужды пропаганды? И сколько средств потребуется, чтобы успокоить страсти в других регионах – не таких богатых, как Москва?
Любая социальная болезнь проистекает из больной экономики. И странно лечить ее только болеутоляющим. Тем более что в данном случае больно будет все равно. Потому что веры в гостаблетку плацебо нет ни у одной стороны.
Свои рецепты предлагают страны, где тоже остро стоит эта проблема. Вчера появилось сообщение, что в Белоруссии разработана программа, в соответствии с которой приезжих будут селить в районах с неблагоприятной демографической ситуацией. Похожие меры могут быть приняты и в России. Однако пока, судя по всему, ни власти, ни бизнес не готовы отказаться от почти дармового труда гастарбайтеров.
Проблема власти в том, что она действует сегодня в двух разных направлениях, утверждает член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров: «С одной стороны, Путин сам провоцирует эти конфликты, делая ставку на свою архаичную, консервативную социальную базу. То, что произошло с процессом Pussy Riot, безусловно, провоцирует конфликты на конфессиональной и эмоциональной почве». А то, что предлагается, подчеркивает эксперт – универсальная программа мер, «которая может, если этим заниматься серьезно, приводить к реальным результатам, а может рассматриваться как некий жест, не дающий никаких изменений к лучшему»: «Я склонен считать, что нынешний идеологический раскол и поляризация общества, которые провоцирует Кремль, гораздо опаснее в смысле своего негативного воздействия на сферу межнациональных отношений, чем любая бюрократическая программа создания очередных структур и осваивание очередной порции денег».