В Варшаве Патриарха Кирилла встречал глава Польской православной церкви митрополит Савва и почетный военный караул.
Фото Janek Skarzynski/AFP
Начавшийся вчера четырехдневный визит Патриарха Кирилла в Польшу официально проходит как организованный по «братскому приглашению» главы Польской православной церкви. Однако даже в анонсах визита со стороны Московского Патриархата главной его темой обозначена встреча с представителями Католической церкви с целью подписания совместной декларации и дальнейшего «отстаивания христианского наследия Европы».
«Поездка Патриарха в Польшу – его первый с момента избрания официальный визит в страну западноевропейской культуры – стала возможной в результате заметного улучшения православно-католических отношений», – заявил вчера глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев). Как сообщалось ранее (см. «НГ-религии» от 01.08.12), сегодня Патриарх Кирилл и председатель Конференции католических епископов Польши архиепископ Юзеф Михалик должны подписать совместное послание народам России и Польши. Содержание документа пока держится в тайне, но из интервью митрополита Илариона можно понять, что речь пойдет о формулировании общих позиций двух народов на базе христианского наследия и противостояния «агрессивному либерализму», названному в апреле с.г. главной угрозой РПЦ. «Верующие России и Польши, пережившие период господства атеистической власти, помнят, что такое отношение к религии приводит ко многим трагедиям, – говорит митрополит Иларион. – В документе говорится о важности сближения народов двух стран перед лицом вызовов воинствующего секуляризма и навязывания в нравственной сфере либеральных стандартов, все более разрушающих основы бытия и самоидентификации европейских народов». Эти заявления выглядят знаково на фоне назначенного на сегодня вынесения приговора девушкам из Pussy Riot, акции в поддержку которых проходят в странах Европы. Ранее в заявлениях представителей Московского Патриархата неоднократно проводились аналогии между «панк-молебном» в храме Христа Спасителя и атеистическими гонениями на веру в первой половине ХХ века.
Патриарх Кирилл в интервью польским СМИ накануне визита также коснулся ситуации с религией в России. В его изложении она выглядит весьма своеобразно. «В России впервые, может быть, за послереволюционную историю принцип отделения Церкви от государства... сейчас достаточно корректно осуществляется, – считает глава РПЦ. – Мы не вмешиваемся в дела друг друга и дорожим этой автономией». На фоне скандального процесса, в ходе которого прокурор потребовал для девушек три года заключения за акцию панк-группы в храме, формулировок государственного обвинения, расценивающего действия Pussy Riot как «умаление духовных основ государства», и предложения депутатов от партии власти о введении в Уголовный кодекс статьи об оскорблении религии, подобное заявление походит на попытку РПЦ заранее дистанцироваться от готовящегося приговора.
Сближению русских православных и польских католических консерваторов на протяжении последних лет мешала прежде всего память о гибели президента Леха Качиньского в авиакатастофе под Смоленском 10 апреля 2010 года. Представители правого политического спектра Польши, установившие в центре Варшавы памятный крест, считают Россию прямо ответственной за гибель Качиньского. Теперь же прибывший в столицу Польши глава РПЦ призывает польский и русский народы простить друг друга за все бывшие в истории обиды. Со своей стороны, архиепископ Михалик в среду в интервью польскому телеканалу TVP сказал, что никто «не знает правды о смоленской трагедии» и полякам не нужно «отделять себя новыми пропастями» от соседей, а, наоборот, стремиться к примирению с ними. Можно вспомнить, что и у поляков ведь тоже есть свои «скелеты в шкафу», о которых РПЦ могла бы вспомнить... но подчеркивает, что готова этого не делать. Это снос польскими властями в 1920-е годы кафедрального православного Александро-Невского собора в Варшаве или закрытие сотен православных храмов с принуждением верующих к переходу в католичество на юге Польши в 1938 году, когда в Люблинское воеводство были введены для этого армейские части. Кстати, эти «драгоннады» ХХ века происходили в том числе в Пшемысле, архиепархию в котором как раз и возглавляет епископ Михалик, наверняка помнящий, что у поляков была не только Катынь, но и такая страница истории. Так что почва для сближения со стороны РПЦ выбрана, пожалуй, наилучшим образом. Активизация в самой Польше антиклерикалов, чей «Список Паликота» на последних парламентских выборах набрал 10% голосов избирателей, и недавний громкий процесс вокруг выноса католических распятий из школ Италии также сблизили католиков с православными ввиду противостояния секуляризму и антиклерикализму, оттеснившему межконфессиональные конфликты на второй план.
Впрочем, несмотря на заявленное РПЦ «заметное улучшение православно-католических отношений», c Римским Папой, являющимся каноническим главой католиков Польши, Патриарх встречаться не готов. «В какой-то момент это весьма возможно, но время еще определять рано», – сказал глава РПЦ польским СМИ. Сближение с польскими консерваторами-католиками важно, но и потерять поддержку консервативной части РПЦ, которая бы сочла встречу с Бенедиктом XVI «отступничеством от православия», Патриарх не хочет.