Михаил Федотов интригует журналистов.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Вчера завершился прием заявок на вхождение в президентский Совет по развитию гражданского общества и правам человека. Как сообщил «НГ» глава совета Михаил Федотов, к вечеру среды стать членами СПЧ пожелали больше 160 человек. То есть конкурс составил более 12 человек на место. У экспертов новый способ формирования совета по-прежнему вызывает вопросы.
Напомним, согласно новым правилам, процедура отбора претендентов в СПЧ растянулась на несколько месяцев. В течение 30 дней право выдвигать кандидатуры получили НКО, председатель и действующие члены совета, а также уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин и его коллеги в регионах.
1 сентября претенденты будут представлены на официальном сайте СПЧ и стартуют общественные интернет-консультации, в ходе которых любой желающий сможет высказаться по каждому из кандидатов. После этого кандидатуры обсудят в самом совете и составят список, куда войдут минимум 39 человек – по 3 персоны на каждое место. Он и будет представлен на рассмотрение президенту Владимиру Путину. «Перед началом интернет-консультаций группа студентов-волонтеров проверит все заявки. И если вскроются какие-то нестыковки – к примеру, человек указал, что он является доктором наук, а выяснится, что это не так, – информация будет отражена на нашем сайте. Чтобы все, кто примет участие в интернет-консультациях, это видели», – объяснил «НГ» Михаил Федотов.
«Новая процедура с самого начала мне показалась очень странной – длинной и запутанной, – заметил в беседе с «НГ» член совета, директор Института прав человека Валентин Гефтер. – Зачем проводить консультации в Интернете? Выбор должен был проводиться исключительно внутри совета. Это не представительный орган, это команда людей, которой предстоит очень тесно сотрудничать. А значит, между ними не должно быть противоречий и склок». Кроме того, по словам правозащитника, процедура отбора кандидатов в совет должна быть одной для всех. И если уж новых членов СПЧ решили выбирать по новым правилам, то было бы логично применить эту задумку ко всем работникам структуры.
Имена кандидатов в СПЧ его председатель Михаил Федотов пока что скрывает. Все они будут одновременно объявлены 1 сентября. Как стало известно «НГ», на место в совете претендуют глава комиссии Общественной палаты России по взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов адвокат Анатолий Кучерена и заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Сергей Некрасов. Анатолия Кучерену в состав совета выдвинула одна из НКО. «Если меня утвердят, в первую очередь я буду там заниматься вопросами реформы правоохранительных органов», – заметил он в беседе с «НГ».
Как именно выдвинуть в состав совета Сергея Некрасова, в ФНПР решали вчера вечером. В качестве одного из вариантов рассматривалось даже не обращение в СПЧ, а письмо президенту Владимиру Путину – об этом газете сообщил секретарь организации Александр Шершуков.
Работать в совете готов и глава Общественной наблюдательной комиссии Москвы Валерий Борщев. «Никаких интернет-заявок я не подавал. Но в личном разговоре с Михаилом Федотовым, когда он меня об этом спросил, войти в состав совета я согласился», – признался он в разговоре с «НГ».
Не обошлось дело и без курьезов. Во вторник с предложением выдвинуть в члены совета Ирину Хакамаду выступил член СПЧ политолог Леонид Поляков. При этом сложилось впечатление, что сама потенциальная правозащитница об этой инициативе услышала впервые. Она объявила, что согласия на вхождение в совет пока не давала.
Напомним, необходимость в пополнении состава СПЧ возникла после того, как 13 членов совета заявили о выходе из него. Так, в знак несогласия с тем, как прошли выборы в Госдуму, в декабре президентский совет покинули Ирина Ясина и Светлана Сорокина. В мае заявления о выходе из совета подали Федор Лукьянов, Ида Куклина, Александр Аузан, Светлана Ганнушкина, Юрий Джибладзе, Татьяна Малева, Дмитрий Орешкин, Эмиль Паин, Елена Панфилова, Леонид Радзиховский и Алексей Симонов. Часть из них объяснила свое решение нежеланием работать с президентом Владимиром Путиным, остальные – принципиальным несогласием с новым способом формирования совета. В частности, правозащитников возмутило предложение проводить отбор их будущих коллег через Интернет.