Образование и лечение – сферы, которые касаются жизни каждого человека в стране. Впрочем, в нашей стране не всех. Только «населения». И пусть поспешно принимаемые законы, реформы и эксперименты в этих сферах приводят к гибельным последствиям, пусть лучшие вузы не попадают в первую сотню по мировому рейтингу, пусть в школах скоро будут обучать главным образом, как родину любить да четырем правилам арифметики, а лечиться придется у знахарей и шарлатанов, те, кто при власти, похоже, не осознают надвигающуюся катастрофу. Естественно: это к ним реально не имеет отношения. Их дети учатся, они сами и их семьи лечатся за границей.
Разница существования этих двух миров настолько наглядна и вызывающа, что в Госдуме подготовили поправки к законопроекту «О государственной гражданской службе России», в соответствии с которыми госслужащие должны будут обучать своих детей в пределах России. Нынешний вариант документа позволяет чиновникам и их родственникам лечиться и учиться за рубежом.
Законопроект вроде поддерживают депутаты от всех фракций. Еще бы – все за народ, все с народом. Только не будет этого – чтобы сын министра сидел за одной партой с сыном слесаря. Или в одной вузовской аудитории. А ведь было. Кто-то учился с дочерью Сталина, кто-то – с сыном Микояна, во времена ближе к нам – с внуками Хрущева.
Отечественные лауреаты Нобелевской премии – все получали образование на родине. Хорошее было образование. А теперь плохое и становится все хуже, потому что уже и преподаватели тоже получили плохое образование. Естественно, любящий родитель постарается отправить своего отпрыска туда, где оно хорошее. Если, конечно, у него есть для этого материальная возможность. У чиновников (и у депутатов, кстати) она часто есть. Почему же лишать их детей хорошего образования? Как пишут противники законопроекта, чем дети виноваты или, еще выразительней, за что детей наказывать?
Дети властителей, конечно, ни в чем не виноваты. Но не виноваты и дети из «населения», которые в массе не могут получить хорошее образование в собственной стране – и именно в результате деятельности властителей, бездумно (или к своей выгоде) принимавших законы и постановления, уничтожившие то, чем славилась советская высшая, да и средняя школа, ликвидировавшие уникальные возможности для талантливых и просто любознательных ребят (вспомним хотя бы замечательные разнообразные кружки в многочисленных домах пионеров, школы юных химиков, биологов, географов при вузах, да много всего – и все бесплатно). Потом ребята поступали в вуз. Кстати, и нынешний наш президент вполне пролетарского происхождения, окончил, однако, Ленинградский университет. Выпускники советских институтов, выехавшие за рубеж, оказались востребованы на научном рынке.
Любопытны возражения противников запрета обучения за границей для чиновничьих отпрысков. Ссылаются, например, на Петра Первого, который отправлял молодых дворян учиться за границу с тем, чтобы они, вернувшись, обратили свои знания на преобразование России. Сравнение, как сказал бы вышедший из моды вождь пролетариата, хромает. Нынешние элитные отпрыски вряд ли озабочены прогрессивными преобразованиями на родине, скорее они собираются заняться приумножением капитала, в который родители сумели удачно обратить пребывание у власти. Впрочем, все это пустые разговоры – тем или иным способом чиновники по-прежнему будут отправлять своих детей за границу.
На пункт законопроекта о госслужбе, позволяющий государственным служащим и их семьям лечиться за рубежом, пока никто не покушается. Если про запрет заграничного образования детей говорят, что это жестоко, то запрет лечения за границей – просто бесчеловечно. Еще бы заставили лечиться отечественными лекарствами. Которые не столь уж редко производятся на предприятиях, косвенно принадлежащих этим самым чиновникам и законодателям, так что они лучше всех знают, что за продукцию производят. Нет уж, это для «населения». Специально законы принимаются очень патриотические, чтобы только отечественное. Очень выгодные законы. Освоить самые сложные, самые дорогие лекарства, которые капиталисты разрабатывали 10 лет, а мы – за два года. В пять раз дешевле. Для льготников и ветеранов. Только не для себя, храни бог. Нет уж. Не для того пробивались во власть.
Года два назад пришлось как-то в Швеции спросить у тамошнего деятеля здравоохранения, где лечатся шведские депутаты. Он ответил, что, конечно, на родине. Никто не запрещает им лечиться за границей, но, если это станет известно (а журналисты дознаются обязательно), такого депутата больше не изберут. Так же обстоит дело с общественными деятелями.
У нас депутатское место зависит от других причин. Так что запрет лечиться вне отечественных пределов принес бы всему редеющему населению страны большую пользу: сто раз депутатам пришлось бы задуматься, прежде чем соглашаться на законы, фактически уничтожающие отечественную медицину.