Фото Reuters
Сегодня Хамовнический суд Москвы продолжит предварительные слушания по делу Pussy Riot. Защита требует повторной экспертизы о виновности девушек и вызова свидетелей, включая Патриарха Кирилла и Владимира Путина. В выходные прошли публичные акции в поддержку и против арестованных, к которым подключились и западные музыканты. Огромное внимание делу Pussy Riot уделяют немецкие пресса и истеблишмент. Правительство ФРГ внимательно следит за процессом, ряд партий уже призывают его к официальным протестам.
Как сообщил «НГ» адвокат арестованных Марк Фейгин, 20 июля судья Марина Сырова «удовлетворила ходатайство прокуратуры, поддержанное стороной обвинения, о продлении нашим подзащитным срока содержания под стражей до 12 января 2013 года».
Сторона защиты подала ряд ходатайств, в том числе – о вызове в суд 34 свидетелей и экспертов по делу. В списке свидетелей – Патриарх Кирилл и Владимир Путин, поскольку, как говорит Фейгин, первый является настоятелем главного храма РПЦ, а второй высказывался по поводу этого дела СМИ. Другой адвокат задержанных Виолетта Волкова заявила ходатайства об изъятии из уголовного дела третьей экспертизы и о проведении повторной экспертизы. Третья, принятая обвинением экспертиза о виновности арестованных, считают адвокаты защиты, была проведена с нарушением закона об экспертной деятельности (см. «НГ» от 20.07.12). «Суд выслушал мнения сторон, кроме стороны обвинения, которой дали время до понедельника. В понедельник сторона обвинения выскажет свое отношение к ходатайствам, и судьей будут приняты решения об их удовлетворении или отклонении», – сказал Фейгин.
Начавшийся 20 июля судебный процесс вызвал громкий международный резонанс. Накануне первого заседания суда в пятницу лондонская Times посвятила ему разворот, утверждая, что «гонения превратили Pussy Riot из маргинального «раздражителя» в международный культурный феномен». Заседание суда подробно осветили ведущие издания Германии, а ряд представителей истеблишмента этой страны высказались в поддержку арестованных. В заявлении уполномоченного правительства ФРГ по правам человека Маркуса Лёнинга сказано, что он потрясен «драконовским» решением о продлении срока содержания под стражей панк-активисток еще на полгода. Немецкий омбудсмен призвал власти России соблюдать право на свободу выражения мнения и на свободное искусство, добавив, что его правительство через посольство в Москве поддерживает контакты с адвокатами группы и внимательно следит за развитием ситуации. Куда резче выражаются представители партии «Союз 90/Зеленые». Сопредседатель партии Клаудиа Рот заявила, что президент России использует органы юстиции, чтобы заставить замолчать своих критиков, и призвала главу германского МИДа высказать протест России от лица правительства ФРГ. Об «абсурдном преследовании» участниц панк-группы говорит и глава фракции партии «Левые» в Бундестаге Штефан Либих.
Поддержку арестованным участницам Pussy Riot демонстрируют приезжающие в Россию популярные западные группы. 20 июля на концерте в Петербурге в футболке Pussy Riot на сцену вышел вокалист группы Red Hot Chili Peppers Энтони Кидис, 21 июля выступавшая в Москве на пикнике «Афиши» британская группа Franz Ferdinand посвятила исполнение своей песни The Fire находящимся в заключении панк-активисткам.
21 июля представители Объединенного гражданского фронта, «Левого фронта» и местных антифашистов провели в Екатеринбурге пикет в поддержку Pussy Riot, выбрав для него место рядом с двумя крупнейшими православными соборами города и исполнив песню группы «Богородица, Путина прогони». Днем позже православные организации провели в Москве на Суворовской площади митинг «в защиту православной веры от нападок, поругания и кощунства». Требования участников акции – «наказать всех исполнителей и заказчиков кощунственных акций в храме Христа Спасителя» и ужесточить наказания за разжигание религиозной розни и кощунства. С инициативой о введении в Уголовный кодекс новой статьи «За покушение на нравственность» в прошлую пятницу выступила депутат Госдумы от фракции эсэров Татьяна Москалькова, заявившая, что она нужна ввиду того, что «наши религиозные, духовные, культурные и исторические святыни, а также моральные ценности не защищены законом».