Процедура проверки затормозилась из-за отсутствия полных данных о расходах законодателей.
Фото PhotoXPress.ru
Вчера в Госдуме прошло второе заседание комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами. Там обсуждались декларации депутатов, расходы которых отличались от доходов. Эксперты и сами парламентарии сомневаются в эффективности работы комиссии.
Напомним, в первый раз члены комиссии собирались в апреле и заседание получилось чисто организационным. Парламентарии объявили – в новую структуру можно направлять запросы, в том числе и от журналистов, с просьбой о проверке декларации того или иного депутата. Отвечать пообещали всем.
Вчерашнее заседание комиссии продолжалось около трех часов. Как сообщил «НГ» присутствовавший на нем депутат-коммунист Владимир Федоткин, большую часть времени парламентарии рассматривали обращение лидера партии «Яблоко» Сергея Митрохина. Еще в апреле яблочники направили в Думу запрос, где потребовали проверки достоверности деклараций семи депутатов. Упомянутые в обращении законодатели указали, что у них нет других доходов, кроме депутатского жалованья – в среднем около 2 млн. руб. в год – и относительно невысоких зарплат их жен.
Тем не менее им удалось значительно нарастить объем недвижимого имущества. К примеру, супруга Адама Делимханова (ЕР) приобрела две квартиры в России площадью 148 и 406 кв. м и автомобиль Mercedes-Benz.
По словам Федоткина, нестыковки в декларациях еще нескольких депутатов нашли сами парламентарии. «Но они смогли все быстро объяснить», – признался собеседник «НГ».
В результате на осеннюю сессию было перенесено лишь «дело» Делимханова: объяснений по поводу недавних покупок от него так и не дождались. «Сама комиссия – идея хорошая, но по факту мы ничего не можем добиться, – сказал Федоткин «НГ». – Реальных полномочий у нас нет: требовать дополнительных документов и объяснений мы не имеем права. Если депутат захочет нам что-то объяснить, он объяснит, нет – может нас запросто проигнорировать».
Подобный скептицизм разделяют и коллеги Федоткина. В разговоре с «НГ» член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов назвал комиссию «чисто регистрационной инстанцией»: «Реальной борьбы с коррупцией в нашей стране не ведется». Он пояснил: если бы власти решили взяться за мздоимцев всерьез, они бы ратифицировали статью 20 Конвенции ООН против коррупции, ввели в Уголовный кодекс наказание чиновникам за незаконное обогащение и создали специальный орган по борьбе с ним. «Без введения уголовной ответственности для госслужащих всех рангов за несоответствие декларируемых доходов расходам добиться результатов в борьбе с коррупцией будет невозможно», – пояснил депутат. По его мнению, серьезного исследования поступивших в комиссию сведений ждать не стоит: «Даже ее второе заседание продавили оппозиционные партии, которые спрашивали: «Комиссия создана, почему не ведется работа?»
Зато лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин нашел плюсы в работе нового думского органа: «Даже если к реальной ответственности депутатов, в чьих декларациях замечены нестыковки, не призовут, тот факт, что эта тема публично обсуждается, – уже неплохо», – пояснил он «НГ». По данным Митрохина, вопросы имеются к декларациям трети депутатов ГД.
Напомним, за последние полтора года сторонники Митрохина направили в различные ведомства несколько десятков запросов. Яблочники просили объяснить нестыковки доходов с расходами в декларациях судей, губернаторов и парламентариев. В первое время, по словам Митрохина, вскрывались одиозные случаи: «К примеру, по документам, депутат ГД Андрей Скоч жил на зарплату депутата и скромный заработок жены, при этом числясь в рейтинге журнала «Форбс». Депутат Дмитрий Савельев на зарплату депутата смог купить себе «Майбах», а депутат Ашот Егиазарян – недвижимость в США». В последнее время, по словам лидера «Яблока», на поверхность всплывают менее скандальные инциденты. В основном они связаны с покупками квартир и земельных участков на средства, которых в декларациях о доходах нет.