Министр экономики Андрей Белоусов не принял аргументов оппозиции.
Фото ИТАР-ТАСС
Госдума вчера одобрила присоединение РФ к ВТО. После решения Конституционного суда, накануне отказавшего большой группе депутатов признать незаконной процедуру подписания этого договора, оппозиции вчера оставались только разговоры. Перед тем как не голосовать за ВТО, КПРФ и «Справедливая Россия» предупредили партию власти, что всю ответственность за последствия та берет на себя. Однако на самом деле выходит, что именно оппозиция своим запросом в КС, ответ на который всем был понятен заранее, и придала вчерашней ратификации полную легитимность.
Коммунисты начали протестовать против присоединения к ВТО уже с самого вчерашнего утра. Перед заседанием Госдумы, на котором соответствующий договор предполагалось ратифицировать, они вышли на улицу с пикетами. Многочисленной акция, правда, не стала, тем более что и времени болтаться рядом с ГД у депутатов не было – заседание уже начиналось. Депутат из КПРФ Николай Коломейцев целых 10 минут пугал собравшихся неприятными последствиями вхождения страны в ВТО. Раскритиковал он и Конституционный суд, который, по его словам, «занял страусиную позицию». А все потому, что доводы авторов иска КС по существу рассматривать отказался. Хотя, напомним, основные претензии в этом иске были как раз к процедурам подписания договора, его внесения в парламент и прочим техническим сторонам ратификации.
Пафос коммунистов, как это им и полагается, в основном заключался в том, что власть толкает Россию в ВТО для того, чтобы западный капитал смог полностью взять ее под свой контроль.
И сделал из нее сырьевой придаток. У «Справедливой России» мнение оказалось примерно таким же, хотя и более аргументированным. Первый зампред фракции СР Михаил Емельянов заметил, что главный аргумент сторонников ВТО – мол, от вступления туда выиграет массовый российский потребитель – с точки зрения логики выглядит ущербным. То есть теоретически, конечно, выиграет, подчеркнул эсэр, но лишь в том случае, если у него будут деньги для потребления различных товаров и услуг. А вот если он будет уволен со своей работы или станет получать меньшую зарплату, то наплевать ему будет на все возможные выгоды. Емельянов уверен, что вступление России в ВТО ей невыгодно, но вот выйти из этой организации наша страна уже не сможет из-за тяжести финансовых обязательств, которые в этом случае возникнут у нее перед партнерами.
Министр экономического развития Андрей Белоусов все эти и другие негативные аргументы последовательно опроверг. Например, он сказал, что не понимает, откуда появилась цифра в полтора триллиона рублей потерь России от вступления в ВТО, которую оппозиционеры приводят в доказательство своей критической позиции. Белоусов пояснил, что в ходе многолетних дискуссий ряд экспертов эту сумму называл, но ни разу ее не обосновал. Но при этом сам министр признал, что, по официальным расчетам, потери бюджета составят 188 млрд. в 2013 году, а в 2014-м – 257. То есть в целом 445 млрд. Это произойдет теоретически из-за снижения тарифов, но, предположил Белоусов, скорее всего рост объемов торговли часть из этих потерь компенсирует.
Коммунисты давно и безрезультатно пытаются не допустить вступления России в ВТО. Фото с официального сайта КПРФ |
Впрочем, доводы как той, так и другой стороны выглядели одинаково убедительными. Другое дело, что и сторонники, и противники оперировали вчера какими-то разными данными или же по-разному интерпретировали вроде бы одни и те же факты. Скажем, спрашивает какой-то депутат от оппозиции о предстоящих проблемах той или иной российской отрасли. Причем звучит от него скорее не вопрос, а утверждение. А на это, например, первый вице-премьер Игорь Шувалов отвечает: мол, ничего подобного.
Короче говоря, вчера быстро стало понятно, что 10 июля в Госдуме происходит очередная политическая баталия, а вовсе не профессиональное обсуждение важной проблемы. При этом в последнем, кажется, не был заинтересован никто. Ни правительство, ни партия власти, которым надо было провести через ГД определенное решение, в чем они в принципе и не сомневались. Но и оппозиционеры, прекрасно понимающие, что их голосов для остановки ратификации ни в коем случае не хватит, тоже явно не собирались спорить по существу. В частности, коммунистам нужно было всего лишь зафиксировать перед своим избирателем, что КПРФ предупреждала об опасности захвата страны зарубежными магнатами, но ее не послушались.
При этом, как стало известно корреспонденту «НГ» из кулуарных разговоров с теми же коммунистами, очень многие в оппозиционных рядах теперь, кажется, понимают, что их руководство сделало ошибку, поспешив обратиться по поводу ВТО в Конституционный суд. «Получается, что мы придали этой ратификации легитимность. Лучше было бы подождать, пока не начнут проявляться негативные последствия ВТО, и вот тогда уже обращаться в КС – с большими шансами хотя бы на пропагандистский эффект. Хочется надеяться, что это все-таки неверно просчитанная с точки зрения ее последствий пиар-акция, а не что-то другое». Под последним этот собеседник «НГ» имел в виду договоренность руководства КПРФ и СР с властью. При этом, подчеркнул источник в Компартии, никакая масштабная протестная кампания, по сути дела, не подготовлена, и непонятно, будет ли оппозиция выступать против ВТО и дальше. «Как говорится, если бы лидером КПРФ был я, то уже распорядился бы начать служебную проверку», – признался собеседник «НГ».