Защита и противники арестованных обмениваются ударами.
Фото РИА Новости
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял жалобу адвокатов арестованных участниц Pussy Riot. На них, в свою очередь, подана жалоба в Следственный комитет, а прокуратура уже приняла к рассмотрению иск по поводу признания экстремистским вручение «Серебряной калоши» Патриарху Кириллу. Все это происходит на фоне рассмотрения в суде иска Общества защиты прав потребителей к РПЦ о торговле в храме Христа Спасителя.
Как сообщил вчера «НГ» адвокат Надежды Толоконниковой Марк Фейгин, ЕСПЧ коммуницировал поданный 19 июня адвокатами задержанных участниц Pussy Riot иск о нарушениях в ходе суда статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. «В понедельник поздно вечером он принят в приоритетном порядке. До 15 августа нам надо заполнить большой формуляр, это техническая процедура», – сказал Фейгин корреспонденту «НГ». По словам адвоката, о дате возможного рассмотрения иска в Страсбурге говорить еще рано – дату рассмотрения назначает суд, и это может занять «месяцы, если не годы».
Вчера стало известно и о направлении в следственные органы иска против адвокатов Pussy Riot. На одном из православных сайтов появилось обращение в Следственный комитет от Татьяны Квитковской, возглавляющей малоизвестную организацию под названием «Общественный комитет по правам человека». В обращении она требует привлечь к ответственности по статье 310 («Разглашение данных предварительного расследования») Уголовного кодекса РФ адвоката Толоконниковой Марка Фейгина, размещавшего 2 июля в своем блоге в Живом Журнале фотографии экспертизы по делу его подзащитной. Статья 310 УК РФ предусматривает наказание вплоть до исправительных работ на срок до двух лет либо ареста на срок до трех месяцев. Проживающая в Тарусе православная активистка Квитковская прославилась в 2002 году подачей иска в прокуратуру с обвинением книг о Гарри Поттере в экстремизме и сатанизме. В январе с.г. Квитковская подала в Следственный комитет иск против Александра Невзорова, требуя привлечь его к ответственности по статье 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», в том числе по религиозному признаку) УК РФ за предисловие к книге Ефима Грекулова «Нравы русского духовенства». Кроме того, в феврале с.г. Калужский областной суд вынес окончательное решение по иску Квитковской, удовлетворив ее требование по признанию экстремистской картины Александра Савко «Нагорная проповедь», где Иисус Христос изображен с лицом Микки-Мауса.
У Фейгина есть две возможные версии появления этого обращения. «Если это реакция на действия стороны защиты со стороны людей, стоящих за этим процессом, то она несколько неуклюжая, потому что юридических оснований для этого дела маловато. Я не давал подписку о неразглашении по этому делу, я не нарушил статью Уголовно-процессуального кодекса о разглашении личных данных – там их нет, – сообщил он корреспонденту «НГ». – Если же это просто частная инициатива этой дамы, которая даже против Гарри Поттера иск подавала, то это большая беда для Патриархии и тех противников Pussy Riot, которые хотят поддерживать достойный уровень противостояния».
Генеральная прокуратура направила в прокуратуру Москвы обращение группы православных граждан по поводу «проверки на предмет экстремизма и призывов к свержению конституционного строя Российской Федерации» во вручении премии «Серебряная калоша» Патриарху Кириллу. Скан ответа из Генпрокуратуры с информацией об этом был опубликован в понедельник в блоге одного из православных активистов.
Наконец, вчера прошло слушание Хамовнического суда Москвы по рассмотрению по существу иска Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) к религиозной организации «Подворье Патриарха Московского и всея Руси кафедральный соборный храм Христа Спасителя РПЦ». «В храме нет надлежащих ценников, кассовых чеков. Товар невозможно поменять или получить хоть какую-то информацию о нем», – говорит адвокат ОЗПП Андрей Семенов. В свою очередь, представитель ответчика уверял вчера в суде, что «посетители не приобретают товар, а получают его на основе дарения, после чего могут пожертвовать денежные средства на нужды подворья».