Дело Pussy Riot далеко от завершения.
Фото Reuters
Сегодня у адвокатов панк-группы Pussy Riot истекает срок ознакомления с уголовным делом в отношении их подзащитных. В беседе с «НГ» они признались, что не успели прочитать предоставленные материалы – слишком мало времени. Между тем продолжается преследование уличной оппозиции – в распоряжении «НГ» оказались десятки свидетельств участников протестных акций.
«Мы не успели ознакомиться с делом, поскольку нам выделили всего по три минуты на страницу, – рассказал в беседе с «НГ» Николай Полозов, адвокат одной из фигуранток панк-группы Марии Алехиной. Марк Фейгин, адвокат Надежды Толоконниковой, заявил «НГ», что суд нарушил их права на ознакомление с материалами следствия: «Нам был дан всего месяц на изучение семи томов материалов. При том что нас шесть человек и мы не можем копировать страницы, поскольку в СИЗО это запрещено». Фейгин объяснил, что они требовали продлить срок ознакомления до 1 сентября, но судью эта дата почему-то не устроила: «Такое ощущение, что власть торопится побыстрее осудить девушек, чтобы положить конец общественной кампании в их защиту». Защитники подчеркнули - обвинение строится на снятом Pussy Riot видеоролике, в котором эксперты с третьей попытки нашли мотивы межрелигиозной вражды. Наблюдатели отмечают, что с учетом российской правоприменительной практики шансов на оправдание у девушек нет – иначе получится, что они провели столько времени в СИЗО напрасно.
Преследование оппозиции набирает обороты. Как рассказал «НГ» один из адвокатов, близких к следствию, по делу о беспорядках на Болотной допрошены уже более 1200 человек. Националист Владимир Басманов вчера передал «НГ» и опубликовал в своем блоге скан рапорта замруководителя оперативной группы ГУ МВД России по Москве В.Седунова. О наличии подобного списка «НГ» ранее писала – в нем 22 фамилии, и четверо фигурантов уже арестованы. В рапорте полицейский предлагает «провести обыски по месту жительства и задержать указанных лиц». В пресс-службе главка МВД отказались сообщить, работает ли у них сотрудник по фамилии Седунов, также как и подтвердить наличие подобных списков. В распоряжении «НГ» оказалась переписка представителей одного из оппозиционных движений, которых на протяжении последних месяцев регулярно третируют полицейские. Подобных историй, ставших достоянием гласности, – десятки. К примеру, оппозиционер по имени Степан рассказал, что вызвавший его участковый сразу стал сетовать на зарплату в 50 тыс. руб. – раньше, мол, было больше. После чего даже посочувствовал: «Вот и угодил ты в наши списки, как же тебя угораздило?» К москвичке Александре Астаховой, которую задержали 8 мая, в июне также наведались полицейские. «Явились по месту прописки Саши и настоятельно советовали не ходить больше на акции оппозиции. Переписали всех, кто имеет родственное отношение к Александре», – рассказала ее подруга Екатерина Ящерова. В группе риска абсолютно все несогласные с властью, рассказали «НГ» в «Солидарности». Девушка-оппозиционер Валентина, фигурирующая в переписке, оказалась одной из счастливиц, ни разу не попадавших в поле зрения правоохранителей на митингах. Однако и к ней домой не так давно нагрянули полицейские и пригласили в ОВД на беседу. По словам Валентины, с шутками и прибаутками местный участковый пояснил, что в Москве сформирован штаб по борьбе с экстремизмом: «На него тратят прилично денег и сил. Туда приходят списки граждан. Откуда они берутся – полицейские сами не в курсе. Но у меня есть подозрение, что все эти списки составляются в том числе по социальным сетям и блогам». О существовании странных списков свидетельствует и оппозиционер Григорий Юдин, который был задержан 5 декабря 2011 года: «Попросили подъехать в ОВД для того, чтобы они могли меня снять с оперативного учета. Дескать, им пришли какие-то списки из ГУВД». Другой оппозиционер, Михаил Федоров, цитирует знакомого участкового, который признается: «Даже на убийц и насильников такие бумажки не приходят».
Преподаватель Наталья Чудова рассказывает, что перед акцией оппозиции 12 июня получила послание из Московского городского психолого-педагогического университета с требованием предоставить справку о наличии или отсутствии у нее судимости: «Приказ прилагается. Сотрудники образовательных учреждений должны выстаивать очередь за справкой о том, что они не педофилы и не оппозиционеры».
Адвокат Николай Полозов призвал несогласных к осторожности – он не советует открывать двери полицейским и беседовать с ними без конкретного повода: «Все должно быть строго формально. Хотят беседовать – пусть высылают повестку. Неформальные контакты с правоохранителями опасны – могут подбросить что-то нехорошее».
В Москве в минувшие выходные был создан «Комитет против политических репрессий». Как рассказал «НГ» член «Солидарности» Павел Шелков, комитет займется созданием политического «списка Магнитского» (см. «НГ» от 06.07.12): «В него вошли Лев Пономарев, Гарри Каспаров, Сергей Давидис, Андрей Пионтковский и ряд других известных лиц. Согласие на вступление в комитет скорее всего дадут правозащитники Людмила Алексеева и Валерий Борщев».
Читайте также:
Священники и прокураторы