Общественные организации, финансируемые из-за рубежа, назовут иностранными агентами и запишут в специальный реестр Минюста. Эксперты «НГ» отмечают, что содержание нового закона вполне соответствует аналогичному, действующему в США.
За основу законодательной инициативы депутата Госдумы от «Единой России» Александра Сидякина об общественных организациях были взяты положения американского Закона «О регистрации иностранных агентов». Согласно законопроекту, российские НКО, включенные в политическую деятельность на территории России и получающие денежные средства и иное имущество из-за рубежа или от иностранных граждан, будут считаться иностранными агентами. При этом участником «политической деятельности» будет считаться организация, которая «независимо от декларируемых целей и задач финансирует и проводит политические акции».
Эксперты сходятся во мнении, что данная инициатива позволит навести порядок в сфере организаций «третьего сектора» и повысить их прозрачность. Доцент кафедры политической теории МГИМО Ян Ваславский объясняет эту позицию: «По статистике, 70% бюджетов российских НКО формируется за счет средств, поступающих от внешних организаций, связанных с иностранными правительствами, и даже непосредственно от иностранных правительств. К примеру, объем финансирования НКО со стороны США и Великобритании резко возрос после декабрьских событий 2011 года. В это время в Россию поступило примерно 1,5 миллиарда рублей. А за весь 2011 год иностранные НКО получили 7,5 миллиарда рублей. Это достаточно большие деньги – общество должно видеть и понимать, откуда они приходят и как они расходуются».
Еще один важный аспект отмечает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов: «Очень важно, чтобы статус организаций, получающих иностранное финансирование, был регламентирован, а их деятельность носила прозрачный характер. Благодаря чему общественное мнение могло бы учитывать фактор внешних интересов в политической деятельности, которую ведет та или иная общественная организация».
Сергей Марков, член Общественной палаты РФ, проректор по связям с государственными органами и общественными организациями РЭУ имени Г.В.Плеханова, считает, что законопроект направлен на «укрепление демократии, а также на укрепление прозрачности, усиление гражданского контроля над этими процессами». «Кроме того, эта инициатива будет способствовать прекращению в значительной степени коррупции в неправительственном секторе», – резюмирует Сергей Марков.
Генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова согласна, что новый закон о некоммерческих организациях повысит открытость и прозрачность деятельности НКО, получающих западное финансирование, установит хотя бы частичный общественный контроль и позволит вести мониторинг их работы: «Закон также обяжет получающие западное финансирование НКО указывать на распространяемых материалах, что данное НКО выполняет функцию иностранного агента».
При этом, по словам вице-президента Центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова, законопроект является «полной калькой, причем более мягкой, с аналогичного американского закона», который был принят в 1939 году и предъявляет намного более жесткие требования по отношению к некоммерческим организациям: «Он распространяется также на физические лица, на граждан США и предполагает до пяти лет тюремного заключения, а штраф – начиная с 10 тысяч долларов. Соответственно российский закон более мягкий».
В случае принятия законопроекта в реестре иностранных агентов, к примеру, может оказаться ассоциация «Голос», получающая гранты от американского USAid, а также от норвежских, шведских, немецких и английских фондов. Организация занимается подготовкой наблюдателей на выборах, в том числе и от оппозиционных партий.
«Уверен, что и партии должны знать, откуда получают деньги партнерские организации, которые могут декларировать благие цели, а на самом деле решать задачи, находящиеся за пределами российских интересов. Мне кажется, что для политструктур было бы важно понимать, откуда те или иные организации получают деньги. Возможно, в этом случае партии будут более чистоплотными в выборе партеров среди НКО», – поделился мнением политолог Павел Данилин.
Эксперты убеждены, что представителям НКО не стоит бояться нового закона. Генеральный директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов считает, что высказываемые опасения правозащитников преувеличены: «Во-первых, закон не запрещает никакие организации, во-вторых, он не запрещает получать иностранное финансирование. Он просто требует, чтобы это делалось в открытую, и вводит более жесткие методы контроля за тем, как деньги поступают, как они используются. Поэтому тем, кто ведет честную игру, опасаться нечего. Соблюдайте все формальности, и никаких проблем не будет». «Никто не запрещает направлять зарубежные средства на финансирование российских НКО. В том числе и тех, кто занимается политической деятельностью. Речь идет об увеличении прозрачности направления и расходования этих средств», – соглашается с коллегой гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.