0
1499
Газета Политика Интернет-версия

02.07.2012 00:00:00

ОДКБ для Ташкента – проходной двор

Виктора Литовкин

Об авторе: Виктор Николаевич Литовкин - ответственный редактор "НВО".

Тэги: узбекистан, одкб


Нота Министерства иностранных дел Узбекистана, направленная в секретариат Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) о приостановлении своего членства в этой организации, стала в конце прошлой недели настоящей сенсацией. Многие комментаторы пытались объяснить, чем вызван такой неожиданный шаг Ташкента. Тем более что сама центральноазиатская республика мотивы своего поступка объяснить не потрудилась. Аргументы некоторых узбекских политологов, что она отдает предпочтение двустороннему сотрудничеству перед многосторонним и, кроме того, не согласна со стратегическими планами организации в отношении Афганистана, выглядят крайне неубедительно.

В самой ОДКБ тоже внятных и серьезных комментариев не дают. Только замечают, что, согласно уставу организации, ст. 20, «приостановка участия государства в деятельности органов ОДКБ возможна исключительно по решению Совета коллективной безопасности в качестве меры за невыполнение таким государством Устава ОДКБ». Более того, устав организации «не предполагает возможности приостановления государством своего членства в ОДКБ в одностороннем порядке, а предусматривает выход из организации с уведомлением о принятом решении за шесть месяцев до этого».

Но Ташкенту, судя по всему, такие юридические тонкости, мягко говоря, по барабану. Как показывает практика, он уже не первый раз самостоятельно инициирует приостановку своего участия в делах ОДКБ, регулярно манкирует ее решения, демонстративно игнорирует политические и военные мероприятия, проводимые организацией, в том числе и антитеррористические учения, и ни разу не понес за это никакой ответственности. Его за это никто даже публично не пожурил.

Хотя нет, я не совсем прав. Был момент, когда президент Белоруссии Александр Лукашенко (а в ОДКБ кроме Белоруссии и Узбекистана входят еще и Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Россия) потребовал исключить Ташкент из организации, так как он не принимает никакого участия в ее жизни, не подписывает абсолютное большинство документов, принятых на саммитах организации, и не собирается их выполнять. Но главы остальных государств – коллеги Александра Григорьевича не поддержали белорусского лидера. Наверное, не хотели обнажать перед мировым сообществом хрупкость и эфемерность своего военно-политического объединения. И центральноазиатская республика осталась таким своеобразным enfant terrible (несносным ребенком) для Организации Договора о коллективной безопасности. А сама организация для него – проходным двором: хочу – участвую в ОДКБ, хочу – не участвую, и что вы мне за это сделаете?! А сделать никто ничего не может или не хочет. Видимо, по приведенным ранее причинам.

Знающие люди помнят, что Ташкент уже приостанавливал свое участие в ОДКБ. Это случилось в 1999 году, когда к границам Узбекистана приблизились войска ИДУ (Исламского движения Узбекистана – экстремистской организации, базирующейся в Афганистане) и стоял вопрос о возможной их агрессии в республику. Тогда глава страны Ислам Каримов запросил Москву о военной помощи и экстренных поставках вооружений. Но по тем или иным причинам (в России бушевал финансовый кризис, она воевала на Северном Кавказе) не получил ни того, ни другого. И, естественно, решил, что ему не нужны такие союзники, которые бросают в самый ответственный момент. В отместку Кремлю он даже вступил в организацию, по сути своей направленную против России, – в ГУУАМ, объединившую в тот момент Грузию, Украину, Азербайджан и Молдавию. Заключил договор с США о размещении на территории республики военной базы Пентагона – в Карши-Ханабад.

Но роман с Вашингтоном оказался коротким. После волнений в Андижане, где по приказу руководства страны вместе с взбунтовавшимися заключенными были расстреляны и сотни мирных граждан, который за океаном и в Европе резко осудили и объявили Ислама Каримова чуть ли не персоной нон грата, любовь к Западу, что называется, прошла. Центральноазиатская республика даже попросилась обратно в ОДКБ. И в организации ее приняли как горячо любимого, но блудного сына, даже не выставив никаких предварительных условий, не потребовав принять все требования, которые одинаковы для всех участников этой организации. И Ташкент, не потеряв ничего от входа и выхода в ОДКБ, продолжил себя вести в этой организации так, как хотел.

Почему он опять приостанавливает свое членство? Ответ очевиден. США и НАТО собираются выводить свои войска из Афганистана. Но выводить не окончательно и бесповоротно, а оставляя какие-то свои части в самом Афганистане и, если получится (по крайней мере они к этому стремятся и этого не скрывают), в его ближайшем окружении. Более того, Вашингтон и Брюссель обещают подарить соседним с Афганистаном государствам выводимую из страны боевую технику и вооружения. Они были бы для Ташкента весьма кстати. Да и новая база Пентагона, за которую Вашингтон готов щедро заплатить и оказать политическую поддержку руководству страны, где она будет располагаться, Исламу Каримову тоже не помешает.

Но вот проблема – по решению саммита ОДКБ, записанному в его юридически обязывающие документы, ни одна страна – член организации не может размещать на своей территории военную базу государства, не входящего в ОДКБ, без согласия всех его членов. Согласие Москвы, а тем более Минска на присутствие Пентагона в Узбекистане Ташкенту никогда не получить. И потому Ислам Каримов выбирает то, что ему на сегодняшний день выгоднее.

Урок Андижана, судьба Мубарака, Каддафи и прочих восточных лидеров, которые когда-то были друзьями Вашингтона, его сегодня, видимо, не настораживают. Наверное, надеется при случае совершить еще один кульбит. Но как отреагирует на него в очередной раз ОДКБ – это вопрос. Потерять лицо легко, восстановить авторитет – проблема.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
951
Экономисты взяли шефство над Центробанком

Экономисты взяли шефство над Центробанком

Михаил Сергеев

Появились цифры, о которых до сих пор молчали чиновники мегарегулятора

0
1711
Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
1470
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
1246

Другие новости