Фото Reuters
Если нужны деньги – следует продать что-нибудь ненужное… Имея серьезные социальные обязательства, государство нуждается в значительных средствах, которые можно аккумулировать, продавая принадлежащие ему активы и тем самым привлекая частных российских и иностранных инвесторов. Эти простые истины представляются очевидными, но только для убежденных либералов и только на первый взгляд. Очевидно и то, что покупатели хотят приобрести товар оперативно и подешевле. Мировой же опыт учит не продавать быстро и под принуждением – неминуемо прогадаешь.
В таком непростом положении сегодня Россия. Да, нагрузка на бюджет страны, конечно, велика, но при этом нет ни одной основательной причины (временно падающие цены на нефть – не в счет) для поспешной приватизации стратегически важных компаний с государственным участием, помимо желания отдельных чиновников заработать самим или дать заработать аффилированным с ними компаниям. Это – своеобразное дежавю, обращенное в 90-е, когда ценнейшие активы сбывались по бросовым ценам: есть риск, что и сегодня эти чиновники по итогам процесса выделят государству лишь «долю малую».
Несмотря на очевидную выгоду (получение живых денег), продажа государственных долей, к примеру, в нефтегазовых и электроэнергетических компаниях представляется нецелесообразной и, похоже, чревата миллиардными потерями не только для государства-собственника, но и для рядового потребителя. Ведь в случае продажи акций государство уже не сможет эффективно сдерживать ни рост тарифов, ни растущие аппетиты новых собственников, вполне естественно для себя стремящихся «отбить» потраченное.
Нынешнее руководство страны более 10 лет пыталось изжить наследие 90-х, последствия той самой процедуры, которую коммунисты называют прихватизацией. Повторение ошибок чревато нарастанием социальной напряженности как раз среди тех групп населения, которые поддержали нынешнее руководство страны в декабре 2011 и в марте 2012 года. Для того чтобы потребитель не пострадал, а рынок был действительно цивилизованным, необходимы регуляционные механизмы и обязательные для всех рыночные правила, которые как раз государство и должно выработать. Похоже, что именно это желание российских властей и беспокоит наших партнеров на Западе (ЕС, США) и на Востоке (Китай). Крупные финансово-промышленные группы (ФПГ) нацелились во что бы то ни стало приобрести стратегические активы и для этого навязывают искусственную, в общем, дискуссию вокруг разрастающегося мирового экономического кризиса. Понятно, что он коснется не реальных (натуральных) ресурсов, а прежде всего «бумажной экономики», которую создал Запад и которую так успешно использует Восток (Китай и Япония).
Эта экономика сегодня испытывает настоящий шок, в то время как минеральные запасы России представляют непреходящую ценность. Так что так называемый кризис практически гарантированно будет использован для того, чтобы попытаться «сбить цену» на российские ресурсы. Согласно мировым индексам, цена (не реальная стоимость) компаний будет падать. Поэтому и следует выждать более благоприятную конъюнктуру для реализации своих активов. Те же, кто предлагает поторопиться, действуют не в интересах страны, а в собственных интересах.
Уже сегодня российские компании, в том числе электроэнергетические, сильно недооценены на мировом рынке. Это происходит и из-за активности так называемого креативного класса, действующего бездумно (или с умыслом) на пользу мировых ФПГ. Понятно, что в этих условиях лучше повременить, чтобы провести приватизационные процессы по справедливым ценам, адекватным зарубежным аналогам.
Если продавать сейчас, то не будет и гарантии возврата инвестиций: кризис, что называется, спишет все.
Предыдущее правительство настаивало на скорейшей приватизации и продаже госактивов: оно действовало исходя из сложившейся тогда конъюнктуры. Теперь ситуация изменилась: требуются принципиально иные алгоритмы решения задач, стоящих перед государством-собственником. Оно должно быть ответственным, так как граждане делегировали ему свое социальное благополучие и игнорировать этот факт нынешние власти не в праве.
При этом планомерная работа с учетом мирового опыта позволит российским компаниям сформировать инвестиционную историю, которую не стыдно будет и продать. Что позволит выстроить долгосрочные прогнозы стоимости компаний и соответственно запрашивать за них справедливую цену. А это как раз и является условием приватизации в интересах российского народа. Такая политика позволит не допустить прихода на электроэнергетический рынок недобросовестных инвесторов со спекулятивными наклонностями и должна привлечь ответственных, долгосрочных инвесторов.
К слову, уже существуют примеры поспешной продажи госактивов собственникам (отметим в этой связи КЭС-Холдинг, недавно испытавший настоящий стресс из-за неумелого управления), которые в дальнейшем, не сумев справиться со сложными процессами на рынке, вынуждены были просить государство о помощи.
Во время предпродажной подготовки (а отказываться от приватизационных планов никто не собирается) необходимо провести комплекс обязательных мероприятий, направленных на оптимизацию систем управления компаниями, приведение систем отчетности в соответствие с международными нормами и стандартами, реализацию уже начатых инвестиционных программ, введение эффективной системы корпоративного управления и раскрытия информации. Все это должно увеличить на порядок по сравнению с нынешней стоимость приватизируемого имущества.
В этой связи, вероятно, первоочередной задачей для государства-собственника должна стать продажа компаний, которые специализируются на высокотехнологическом сегменте рынка. Имеются в виду «Ростехнологии», которые уже давно управляются командой Сергея Чемезова и, собственно, были призваны решить задачу наполнения российского бюджета.
Эти компании давно нуждаются в получении публичной оценки для IPO, в том числе с целью привлечения финансирования в российскую экономику извне, то есть иностранных инвесторов или, скажем, новых технологий. Тем более что бюджетных средств для оптимизации деятельности этих компаний уже потрачено немало и явно требуется отдача.