Фото Reuters
Вчера в Следственный комитет России (СКР) был вызван блогер Алексей Навальный. Поводом стали его высказывания, которые прозвучали на декабрьских митингах в Москве и якобы являются экстремистскими. Чуть позже следователи пожелали встретиться с супругой оппозиционера Сергея Удальцова и пресс-секретарем «Левого фронта» Анастасией. А активист «Другой России» Александр Долматов в результате общения с сотрудниками СКР теперь уже просит политического убежища в Нидерландах.
Заочная дискуссия Алексея Навального и Следкомитета началась вчера утром. После того как ночью хакеры взломали почтовый ящик и Twitter блогера. Навальный в своем ЖЖ написал: «Очевидно, что через компьютеры/айпады, изъятые при обыске. Такой вот следственный комитет».
Правоохранители поспешили заявить, что это высказывание является давлением на следствие и получит процессуальную оценку. Кроме того, следователи официально опровергли утверждения оппозиционеров Ильи Яшина и Бориса Немцова о том, что их и некоторых других принуждали к даче показаний «по делу 6 мая». Вчера же СКР начал проверку обращения болгарина Ивайло Зартова – тот обвинил депутата Госдумы Геннадия Гудкова в уклонении от уплаты налогов в России.
Днем раньше интересные события произошли в квартире гражданской активистки Марии Бароновой. Сообщив, что кто-то из соседей Бароновой анонимно обвинил ее в ненадлежащем выполнении родительских обязанностей, к ней пришли сотрудники органов опеки. Визитеры выразили недовольство тем, что ребенок ходит в два детских сада, а также отметили сигареты на кухне и некий беспорядок в детской комнате. «Фотографии квартиры выложены на моем сайте – о каком беспорядке идет речь? – заметила активистка в разговоре с «НГ». – Ребенок ходит на скрипку, а также в два детских сада – русский и английский. Где здесь повод для обвинений в ненадлежащем исполнении родительских обязанностей?» Еще Баронову тревожит, что никаких актов пришедшие при ней не заполняли, а значит, «впоследствии они смогут туда вписать что угодно».
Свое слово в противостоянии с оппозиционерами сказала и мэрия Москвы. Она отказалась согласовать митинг «Левого фронта» против вступления России в ВТО. Это решение столичные чиновники аргументировали новой редакцией закона о публичных мероприятиях. Напомним, в ней прописано, что организатором подобных акций не может выступать гражданин, два или более раз привлекавшийся к административной ответственности за нарушения в ходе митингов. Как констатировали оппозиционеры, теперь «значительная часть активистов лишена возможности заявлять массовые мероприятия». А в понедельник к семи суткам ареста и штрафу в 20 тыс. руб. был приговорен участник «Другой России» Марат Салахиев. Такое наказание он получил за участие в двух пикетах, на которых осмелился растянуть плакат «Россия без Путина».
Некоторые оппозиционеры такого напряжения уже не выдерживают. И вот вчера стало известно: активист «Другой России», ведущий конструктор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Александр Долматов попросил политического убежища в Нидерландах. 6 мая он был задержан на Болотной площади по обвинению в неповиновении сотрудникам полиции. В Таганском ОВД Долматова единственного из всех держали в наручниках. 10 июня в квартире, где он прописан, прошел обыск. После этого, как утверждают сторонники опального конструктора, «за квартирой была установлена слежка, и оппозиционный активист был вынужден уехать из России».
Парламентскую оппозицию и ряд зарегистрированных партий такая атака властей, похоже, заставляет сплотить ряды. Так, на период предвыборной гонки за мандатами депутатов Саратовской областной Думы местное отделение «Яблока» вступило в коалицию с «Демократическим выбором». А «Справедливая Россия» и КПРФ договорились о выдвижении единого кандидата на выборы мэра Калининграда. Экс-министр финансов Алексей Кудрин заявил вчера, что его Комитет гражданских инициатив будет способствовать проведению круглого стола центристских и правоцентристских сил уже этой осенью. «НГ» решила выяснить, насколько долговременной является тенденция к объединению оппозиции.
Как сообщил «НГ» лидер «Яблока» Сергей Митрохин, в нынешних условиях яблочники и дальше готовы сотрудничать с дружественными партиями и движениями. «Давление извне всегда помогает объединению. Думаю, что у нас очень высокие шансы создать коалицию демократических сил на грядущих выборах в Краснодарском крае, Удмуртии, Ярославле и Барнауле». С не меньшим энтузиазмом к идее создания всевозможных союзов относится секретарь бюро совета московского отделения партии «Справедливая Россия» Александр Агеев. «В Калининграде в союз с коммунистами мы вступили не в первый раз, – сказал он «НГ». – До этого так же успешно мы сотрудничали на выборах муниципальных депутатов в двух столичных районах – Таганки и Пресни. В условиях, когда власть только на словах заявляет, что она стремится к либерализации и демократии, а на деле мы видим совсем другое, подобная тактика – единственный выход». По словам Агеева, такое объединение нужно еще и для того, чтобы продемонстрировать – в оппозиции есть здравомыслящие люди, и они могут работать вместе.
Намного сдержанней к идее коалиций отнесся секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. «Каждый случай нужно рассматривать индивидуально, и важно решить – под чьими знаменами это объединение произойдет. У нашей партии есть свои принципы и требования», – заметил он в разговоре с «НГ», при этом отказавшись пояснить, какие именно установки имеет в виду.
Политологи, в свою очередь, скептически относятся к тому, что подобные единодушие и сговорчивость партии продемонстрируют на более крупных, нежели региональные, сценах. Как заметил в разговоре с «НГ» президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, никаких предпосылок пока для этого нет. Ведь «выборов на федеральном уровне в ближайшее время не будет».