За последние полгода российская выборная система претерпела множество серьезных изменений. В частности, уже на президентских выборах участки повсеместно были оборудованы видеокамерами, а также увеличилось число избиркомов, оснащенных электронными устройствами для голосования – так называемыми КОИБами. В интервью корреспонденту «НГ» Савелию ВЕЖИНУ член общественного совета корпуса наблюдателей «За чистые выборы» Борис НАДЕЖДИН дал свою оценку тому, насколько эффективными оказались эти нововведения.
– Борис Борисович, можно ли считать то, что на последних выборах в Красноярске представители оппозиции так и не решились оспаривать победу «Единой России», свидетельством эффективности принятых властью мер по оздоровлению избирательного климата?
– На самом деле первый опыт тотального наблюдения был еще на выборах президента. Итог – голоса посчитали честно, это были самые честные федеральные выборы за последние несколько циклов. Чтобы было понимание: раньше в масштабах Московской области, где голосуют больше 5 миллионов человек, обычно у меня с данными ГАС «Выборы» не совпадало достаточно большое число протоколов наблюдателей. Счет шел на сотни таких нестыковок. А по итогам последних президентских выборов подобное несоответствие было обнаружено лишь в единичных случаях и всего в двух районах. На мой взгляд, это лишнее подтверждение тому, что выборы были реально честные.
Что же касается недавних выборов в больших городах, то они были просто кристальными по подсчетам. В Красноярске и Омске я лично готовил наблюдателей, лично наблюдал на участках и лично участвовал в подсчете голосов. Со всей уверенностью могу подтвердить, что там абсолютно честно были подсчитаны бюллетени. И никаких вопросов ни у кого не возникло – ни у оппозиции, ни у власти.
– Не думаете, что выборы в Красноярске и Омске – лишь исключение?
– Я надеюсь, что и в дальнейшем выборы будут проходить по-настоящему честно. И не просто надеюсь, а готов этому активно содействовать вместе с Ассоциацией юристов России. Мы планируем продолжать наблюдение. В наших планах на 14 октября – участие во всех четырех губернаторских кампаниях, на выборах региональных парламентариев, муниципальных глав и местных депутатов в крупных городах.
Надо отметить, что по итогам нашей работы в стране было подготовлено беспрецедентное число квалифицированных наблюдателей. Большинство экспертов сходятся во мнении, что эта армия, состоящая из почти 100 тысяч юристов, в состоянии обеспечить беспристрастный и профессиональный контроль на выборах любого уровня.
– Вы перечислили меры, принятые для повышения доверия к результатам голосования. Как думаете, этого достаточно или система требует дальнейшего совершенствования?
– Я считаю, что принципиальные вещи сделаны. Но, разумеется, есть еще и вопросы к законодательству, которые надо обсуждать и стремиться улучшить. Свои предложения мы сформулировали в докладе, который размещен на сайте http://зачистыевыборы.рф/.
Могу назвать несколько моментов, которые требуют новых решений. Так, нам кажется необходимым дать право наблюдать за выборами не только тем, кого назначают кандидаты или партии, но и представителям общественных организаций. Раньше такая норма была, но сейчас на федеральных выборах ее убрали, а на региональных оставили на усмотрение местных законодателей. В этой связи мы столкнулись с некоторой проблемой. Скажем, в Красноярске местный закон разрешал участие наблюдателей от общественной организации «Ассоциация юристов России», но в Омске нам уже пришлось договариваться о направлении наблюдателей от кандидатов. Удалось договориться с четырьмя из семи кандидатов. Если бы этого не произошло, общественный контроль на омских выборах невозможно было бы установить.
Безусловно, есть и всякие технологические нюансы. К примеру, в Красноярске КОИБами были оборудованы все избирательные участки без исключения, а в Омске – лишь небольшая часть. Желательно, конечно, чтобы прозрачные урны и КОИБы были установлены везде.
– Как вы считаете, в связи со всем вышесказанным исчерпала ли себя повестка радикальной оппозиции, по-прежнему требующей «введения честных выборов»?
– Вся история с протестными акциями против фальсификаций на выборах и с последующей реакцией властей, в том числе связанной с установкой веб-камер и либерализацией законодательства, показала, что власть готова адекватно реагировать на требования общества. Думаю, что оснований для массового протеста в связи с фальсификацией выборов больше не будет, поскольку всем – и власти, и оппозиции – выгодны честный подсчет голосов, отсутствие потрясений и конструктивный диалог. Обществу необходимы честные и прозрачные выборы, а не конфронтация и раздувание темы фальсификаций – тем более в условиях, когда масштабные фальсификации сходят на нет.