На официальном сайте Министерства культуры РФ в правом углу красными буквами выделено, вероятно, самое главное, что происходит в культурной жизни страны, самое ее больное место: «Вниманию СМИ: тексты обращений граждан в Минкультуры России о демонстрации 22 июня фильма «Служу Советскому Союзу». Открываешь – пустые страницы выстроились в затылок друг другу. Как выяснилось, с такой же проблемой столкнулись и некоторые наши коллеги. Но верим на слово – обращения из тоненьких ручейков уже слились в широкие полноводные реки. И министр культуры уже выступил с заявлением…
Не везет как-то в последнее время зрителям телеканала НТВ, когда дело касается фильмов про войну. В начале мая гендиректор канала Владимир Кулистиков снял с показа российско-немецкий фильм «4 дня в мае» режиссера Ахима фон Борриса, теперь вот под угрозой премьера двухсерийной картины Александра Устюгова «Служу Советскому Союзу», назначенная на 22 июня. Против показа последней выступил министр культуры Владимир Мединский. Он был вынужден посмотреть этот фильм в Интернете, куда тот, естественно, просочился после премьеры на украинском телевидении. Интернет-зрители проявили невиданную гражданскую обеспокоенность приметами искажения истории, явленными, по их мнению, в телефильме, и забили в набат. Шум привлек внимание Общественной палаты, а потом вот и Мединского, который, как мы помним, еще недавно трудился как раз в президентской комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, а возглавлял эту самую комиссию нынешний замминистра Иван Демидов. Министр отреагировал на увиденное сначала неформально, в Twitter: «Ночью посмотрел прошедший по укр ТВ фильм «Служу Советскому Союзу»! План-ся на НТВ 22.06. Да... Просто нет слов. «Штрафбат» отдыхает… Интересно, кто финансировал фильм? Хочется просто посмотреть человеку в глаза». А уж потом написал Кулистикову официальное письмо, в котором, конечно, не запрещает показ возмутившей его ленты (таких полномочий нет у министра культуры), но и не рекомендует: «Полагаю неуместной демонстрацию более чем спорного фильма «Служу Советскому Союзу» 22 июня, в День памяти и скорби. Это может быть воспринято многими как оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны и нашей исторической памяти. Свобода творчества должна опираться на уважительное отношение к мнению граждан; необходимо ответственно подходить к темам, вольная интерпретация которых может вызвать раскол в обществе».
Невозможно, конечно, сейчас соглашаться или не соглашаться с оценкой фильма, так как мы его в отличие от обеспокоенных граждан и министра культуры в Интернете до официальной российской премьеры не смотрели. Известно, что в нем рассказана история любви двух баловней советской фортуны – киноактрисы и журналиста-писателя – на фоне начинающейся войны. За фигурами главных персонажей угадываются знаменитые прототипы – Валентина Серова и Константин Симонов. Между героями Максима Аверина и Нонны Гришаевой столь же непростые отношения, они не могут жить друг без друга, но и вместе долго существовать им сложно. Их чувство проходит испытание войной, ГУЛАГом. Сюжет на первый взгляд явной фантастики не содержит. Почему так возбудилась общественность, пережившая, например, железные когти-лезвия на руке комдива Котова и виды советских воинов, идущих на штурм цитадели с кольями и чуть не вилами?.. Почему в то же время руководство телеканала НТВ отказалось от показа очень неплохого фильма «4 дня в мае», где предпринята действительно смелая попытка посмотреть на войну не из своего «окопа», а сверху?
Неужели умные люди могли повестись на реплики об искажении истории только из-за того, что в фильме действительно есть пьяный мерзавец с погонами офицера Советской армии? Из-за того, что есть там и немец-командир, который объединяется с советскими воинами в защите детей? Фильм Ахима фон Борриса – прежде всего о разных людях. Парадоксальным его взгляд кажется именно потому, что он заставляет отказаться от намертво вбитых в мозги клише «Немцы все были плохие, а русские – хорошие, папа, убей немца!». Были разные среди тех и других, о чем, кстати, в очередной раз недавно напомнил нам Петр Ефимович Тодоровский, фронтовик, в правдивость воспоминаний которого не поверить нельзя. В его фильме «Риорита» есть эпизод, где советский солдат, оказавшийся на освобожденной территории одной из европейских стран, ведет себя просто как свинья – пьет, насилует беззащитную местную женщину. О том, что бывало и не такое, мы слыхали от бабушек и дедушек даже тогда, когда еще советская цензура стыдливо замалчивала издержки морали в победоносной Советской армии.
И еще. С одной стороны, можно лишь приветствовать такое вот живое участие нового министра в желании противодействовать разным фальсификациям, хотя как позабыть, что к фальсификациям Мединский успел однажды отнести и кадры кинохроники, запечатлевшие совместный парад советских и немецких войск в 1939 году, хотя имеются неоспоримые свидетельства участников: нашего генерал-лейтенанта Семена Кривошеина и «их» – Гудериана.
Наконец, в иной ситуации телефильм могли бы просто не заметить, ну, что – дежурное событие, а благодаря заявлению Мединского – уже успех, фильма еще никто не видел, а успех и внимание ему уже обеспечены. Владимиру Ростиславовичу, специалисту как раз в области пиар-технологий, стоило подумать об этом и остаться в стороне от раскрутки картины, которая ему самому не по душе.
Несмотря ни на какие письма, вчера весь день на НТВ продолжала идти реклама фильма.