Фото с официального сайта Владимира Мединского
Вчера министр культуры Владимир Мединский предложил сменить названия улиц Москвы, носящих имена деятелей революции. Он хочет вернуть им названия жертв революционного террора. Эксперты с недоумением восприняли инициативу нового главы Минкульта.
Владимир Мединский предложил назвать улицы в честь их жертв, в частности, великого князя Сергея Александровича Романова – московского градоначальника 1891–1905 годов, убитого террористами, и его супруги, святой мученицы Елизаветы Федоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители.
Свою мысль он изложил на открытии выставки «Россия в Святой земле: к 130-летию сотрудничества Императорского православного палестинского общества с народами Ближнего Востока» во вторник. Мединский напомнил, что первым председателем Палестинского общества был брат Александра III, губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович Романов, убитый террористами: «Его дело продолжила супруга Елизавета Федоровна, которая после революции была зверски убита революционерами и является сейчас одной из самых почитаемых святых». По словам министра, «их имена должны заменить имена палачей и убийц».
В числе имен, которые Владимир Мединский хотел бы «стереть» с карты Москвы, – участвовавший в убийстве царской семьи Петр Войков. А также Степан Халтурин и Андрей Желябов. Именовать в их честь объекты на карте города все равно что «сейчас назвать улицу Мовлади Удугова или Хаттаба», считает министр. При этом он отметил, что переименование должно происходить постепенно и с учетом мнения горожан.
Инициативу министра культуры критикуют эксперты. Вице-президент Центра политических технологий Борис Макаренко сказал «НГ»: «Напрасно федеральный министр вмешивается в дела города Москвы. Великий князь Сергей Александрович, в частности, виноват в трагедии, произошедшей на Ходынском поле, когда в 1896 году во время коронации Николая II в давке погибло много людей. Я, как человек, живущий на Ходынке, не хочу, чтобы его имя носили городские объекты. Что касается учета мнения жителей, о котором говорит Мединский, то предложить такого рода референдум он может только тогда, когда перестанет быть федеральным министром».
Инициативу критикуют и представители оппозиционных политических партий. Первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников сообщил «НГ»: «Жаль, что коллеги не подсказали этому министру, что вброс подобных тем в дискуссионное поле на фоне горячих протестных настроений и в сложной социально-экономической ситуации – это не что иное, как провокационная попытка дестабилизации ситуации».
Замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что «сама идея правильная, потому что имен революционеров и участников Красного террора на карте Москвы не должно быть». Однако он уверен, что менять одно название улицы на другое – не менее спорное – нельзя. Например, напоминает Макаркин, великий князь Сергей Александрович – фигура совсем неоднозначная: «Лучше всего названиям улиц давать имена святых, жертв Красного террора, людей, занимающихся благотворительностью».
Эксперты, опрошенные «НГ», напоминают, что в стране хватает проблем и без переименования улиц. В частности, вопрос финансирования культурных учреждений. Также настораживает экспертов, что Мединский не учитывает мнение всего общества.