0
1064
Газета Политика Интернет-версия

06.06.2012 00:00:00

Совет для президента

Виктора Литовкин

Об авторе: Виктор Николаевич Литовкин - ответственный редактор "НВО".

Тэги: совбез, президент, путин


Совет безопасности (СБ) России отмечает 20-летие. Прошло ровно два десятилетия со дня издания указа президента РФ о его создании и выхода в свет положения о нем. За это время данное положение неоднократно правилось и изменялось, но одно оставалось неизменным – статус совета. Он был определен как совещательный орган при главе государства, осуществляющий подготовку решений президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. А также проведения единой госполитики по обеспечению национальной безопасности.

Одним из первых распоряжений Владимира Путина после утверждения состава правительства стал указ о назначении членов СБ. В число постоянных, как и раньше, вошли Дмитрий Медведев (теперь в качестве премьера), спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, председатель Госдумы Сергей Нарышкин, руководитель администрации Кремля Сергей Иванов, секретарь СБ Николай Патрушев, министр иностранных дел Сергей Лавров, министр обороны Анатолий Сердюков, директор СВР Михаил Фрадков, глава ФСБ Александр Бортников и министр внутренних дел Владимир Колокольцев.

На первом заседании после обновления СБ его члены обсуждали перед встречей с руководством ЕС, что прошла в Петербурге, комплекс отношений нашей страны с этой организацией, интеграционные процессы в рамках Единого экономического пространства на просторах СНГ (в преддверии визита Путина в Узбекистан и Казахстан, куда он едет до и после встречи в Пекине в рамках ШОС), а также ситуацию в Сирии.

Но задача Совбеза не только в том, чтобы обсуждать некие важнейшие вопросы накануне поездки президента за рубеж. Его прерогатива намного шире. Ведь одна из функций СБ – подготовка основополагающих решений главы государства по вопросам обеспечения национальных интересов – личности, общества и государства. И такие важнейшие документы, которые определяют долговременную внутреннюю и внешнюю политику страны, как Стратегия национальной безопасности, Военная доктрина и ряд других не менее значимых прежде, чем их подписал глава государства, вышли из стен СБ. Они и сегодня определяют политику страны в области укрепления обороноспособности и боеготовности армии, совершенствования работы правоохранительных органов, внешнеполитического ведомства, законодательной и исполнительной власти.

Надо заметить, что на протяжении последних двух десятилетий, как при президенте работает СБ, его политическая роль и значение в жизни нашей страны неоднократно менялись. В период, когда главой государства был Борис Ельцин, особенно во время конституционного кризиса и противостояния президента с Верховным советом в начале 1990-х, СБ стал органом сплочения силовых ведомств вокруг главы государства. Потом, когда секретарем СБ был назначен генерал Александр Лебедь, Совбез и его руководитель взяли на себя функцию урегулирования вооруженного конфликта в Чечне. Достигнутые тогда соглашения, свидетелем подписания которых был и автор этих строк, неоднозначно восприняты российской общественностью. Но на какое-то время прекратили кровопролитие на Северном Кавказе. При покойном сегодня генерале, как и при секретарях СБ маршале Евгении Шапошникове, Андрее Кокошине, Николае Бордюже, СБ был максимально открыт для общественности и журналистов – его решения, прорабатывающиеся в СБ документы обсуждались не только с сотрудниками совета, но и с независимыми экспертами, ведущими политиками, руководителями СМИ, что помогало доносить и разъяснять проводившуюся Кремлем политику до широких масс населения.

В конце 1990-х пост секретаря СБ занял директор ФСБ Владимир Путин. Эта работа стала для него трамплином для избрания президентом. Правда, другие политики, которые пришли на смену Путину в СБ, ничем особенным себя в нем не проявили. И связь сотрудников совета с общественностью и экспертным сообществом, к сожалению, постепенно сошла на нет. Что, конечно же, не способствует разъяснению позиции Кремля широкой общественности, привлечения ее на сторону той политики, что вырабатывается в стенах администрации. Нет у СБ и печатного органа, что тоже не прибавляет ему информационности и открытости.

Сегодня СБ стоит перед новыми вызовами, связанными с изменениями как во внешней, так и во внутренней политике нашей страны. Колебание курса рубля, виртуальная или реальная угроза финансового кризиса, задачи развития промышленного производства, внедрения инноваций в передовые отрасли экономики, переход от сырьевой привязки к революционному обновлению оборонно-промышленного комплекса как локомотива современного эффективного обновления страны, проблема укрепления обороноспособности государства и доведения до логического конца – до запланированного успеха реформы армии и флота, придания им нового облика, обеспечения их современным оружием, боевой техникой и системами обеспечения боя, особенно в свете развертывания Соединенными Штатами и НАТО системы ЕвроПРО, решение социальных проблем военнослужащих – вот далеко не полный перечень проблем, который стоит перед СБ. В нем есть кому эти проблемы решать. Естественно, с опорой на гражданское общество, в тесной связи с ним, с привлечением его самой здравомыслящей и деятельной части на сторону национальных интересов нашей страны. Справится ли с такой задачей СБ – вопрос.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2558
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3174
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2348
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4158

Другие новости