«Единая Россия» была по-настоящему близка своему руководству.
Фото Константина Ремчукова
XIII съезд «Единой России», как и ожидалось, избрал новым лидером партии главу правительства Дмитрия Медведева. Премьер, как и обещал при вступлении в ЕР, представил планы по модернизации партии власти. Съезд провел медведевские поправки в устав и сразу произвел первые кадровые назначения на альтернативной основе. Повышение внутрипартийной конкуренции, большая открытость партии перед обществом, альтернативность выборов на любые руководящие должности – вот ключевые предложения Медведева. В общем, все это живо напомнило перестройку и гласность эпохи Михаила Горбачева. Тогда внутренние противоречия привели к развалу КПСС.
На этот раз съезд был прекрасно организован. Никаких очередей, так возмущавших на прошлых форумах и журналистов, и делегатов, не было и в помине.
Все продумано до мелочей: каждый знал свое место – в буквальном смысле слова. Здание Манежа, к слову, было выбрано в этом смысле удачно. Во всяком случае, его архитектоника полностью соответствовала «громадью планов» нового лидера «Единой России». Меры безопасности, конечно, были повышенные, но тем не менее ни о какой суровости соответствующих служб говорить не приходилось. Что же касается СМИ, то все необходимые документы попадали к ним вовремя, работа с медиаперсонами была четкая, хотя, конечно, самые близкие к съезду кулуары и были закрыты от свободного посещения.
«На самом деле нам придется сейчас заниматься отстраиванием партии заново. Это будет сложно», – одной лишь этой цитатой Дмитрия Медведева и можно подвести итоги прошедшего в выходные XIII съезда «Единой России». Партия власти, как и планировала, сменила своего председателя. Президент Владимир Путин уступил в ней свое лидерское место премьеру Дмитрию Медведеву. Тот выступил с программой модернизации партийных структур. Которая тут же и была закреплена в уставе. Остальные кадровые решения особой новизной уже не отличались. Часть руководства ЕР осталась на своих местах, а появившиеся в нем новые лица представляют собой уже давно известных единороссов, просто до сей поры не обремененных партийными должностями.
Медведев появлялся на съезде ЕР два раза. И 25 мая, когда дискуссия о будущем партии шла на площадках внутрипартийных платформ. И 26 мая, когда, собственно, и были приняты изменения партийного устава, которые он уже назвал «революционными».
Накануне решающего съездовского дня он выступил с настоящими «майскими тезисами», направленными на модернизацию «Единой России». Их было семь. И следовали они из медведевского постулата: «Очевидно, что наибольший интерес сегодня являют собой вопросы внутрипартийной демократии. Для сохранения лидерского положения партии нам необходимо провести довольно существенные изменения. Какие? Ну, в общем, они очевидны: партия должна быть более открытой, более понятной людям, она должна восприниматься как своя. Не как навязанная сверху, не как партия, у которой есть популярные лидеры, что само по себе неплохо, а такая партия, которая выражает интересы огромного количества людей».
Поэтому, сказал Медведев партийцам, вот вам на обсуждение «революционные идеи». Во-первых, реальная выборность партсекретарей любого уровня. Естественно, на альтернативной основе и тайным голосованием. Сейчас же устав ЕР разрешает и безальтернативность, а кандидатуру секретаря вносит вышестоящее руководство. Вторая идея: точно такое же альтернативное и открытое обсуждение кандидатов на руководящие должности в Госдуме и в региональных заксобраниях с последующим их тайным избранием. Ныне все претенденты на такие посты спускаются сверху.
Все то же самое надлежит делать в любом месте, где речь идет о получении единороссом какого-либо руководящего кресла – лидера фракции в ГД или Заксобрания, мэра какого-то города и даже губернатора. В четвертом тезисе Медведева говорится, что кандидаты в губернаторы должны проходить праймериз. Сейчас же местные партийцы узнают их имена из Москвы. Пятое предложение лидера ЕР связано с его посещением первичной организации партии, где он в начале прошлой недели как раз и был принят. Суть его в том, что 20% мест в генсовете должны занимать представители первичек.
«Пряники» от Медведева «Единой России» тоже были. Шестым пунктом его модернизации идет введение единого срока полномочий для всех партруководителей – пять лет. Чтобы они не «бронзовели», будут введены не просто ежегодные отчеты лидеров перед партией, а механизм ротации всех правящих структур – по 10% каждый год.
На втором дне съезда, получив от Владимира Путина блестящие рекомендации перед избранием, Дмитрий Медведев несколько расширил свои «майские тезисы». О повышении уровня внутрипартийной конкуренции сказано было еще больше. В том числе – в связи с либерализацией партийной системы страны. И пусть Путин считает, что многие из новых партий ничего не смогут противопоставить «Единой России», Медведев требует от коллег максимальной открытости: «Самая влиятельная и массовая партия обязана умножить свою поддержку и стать еще более авторитетной».
═ На XIII съезде ЕР каждый знал свое место. Фото Константина Ремчукова |
Премьером была поставлена задача побеждать на всех выборах, где это возможно. Несмотря на новые серьезные вызовы, например, некоторую объективную усталость граждан от одной и той же партии власти, очевидные провалы в пропагандистской работы в ЕР – плохо рассказывается о ее реальных достижениях. В этой связи Медведев повелел усилить работу с молодежью и Интернетом, неразрывно привязав их друг к другу.
Кадровая политика в ЕР тоже не на должной высоте – например, есть проблема примазавшихся «проходимцев», посетовал лидер. Впрочем, тут он не был радикален: «Я не думаю, что нам нужны какие-то громкие кампании или чистки, как это было принято в определенный период жизни нашей страны. Но мы должны безотлагательно избавляться от тех, кто дискредитирует себя и тем самым дискредитирует саму партию, и привлекать в ряды партии как можно больше новых, искренних, творчески мыслящих и инициативных людей». И еще нужно более четко прописать идеологию партии и открыто ее проповедовать. В том числе, заявил Медведев, прямо-таки тащить оппонентов на дискуссии.
Еще раз повторив свои уставные инициативы, Дмитрий Медведев заявил: «Я убежден, что все предложения, о которых я говорил, сделают работу «Единой России» более демократичной, открытой, понятной и самим членам партии, и всем, кто партии сочувствует, и вообще всем нашим гражданам – соответственно существенным образом повысят ее возможности находиться в конкурентной плоскости, конкурировать с другими политическими силами. А эта конкуренция, мы с вами понимаем, будет весьма и весьма непростой».
Стоит заметить, однако, что ни в речах Медведева, ни в репликах Путина, ни тем более в комментариях партийцев ни разу не прозвучало ни звука о том, что ЕР в принципе готова бороться за власть на равных с другими партиями, побеждать в честной борьбе и – одновременно – может быть, в ней и проигрывать. То есть получается так, что «майские тезисы» Медведева направлены на то, чтобы имидж ЕР в глазах электората улучшился настолько, чтобы он уже не стал искать от этого добра какого-то иного. Грубо говоря, для того, чтобы ЕР оставалась партией власти отныне и навсегда.
Напомним, что именно таким же делом в конце 80-х – начале 90-х годов занимался генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев. Он объявил в стране перестройку и гласность и прежде всего стал вводить их именно в правящей партии. В ней действительно стали развиваться внутренняя конкуренция и дискуссия. В результате КПСС, по сути, проиграла выборы в созванный по новым правилам парламент СССР, сохранив влияние лишь благодаря ряду избирательных хитростей. После чего, правда, она все равно отказалась уходить из власти мирным путем, а потому была разорвана на куски – региональные и идеологические.
И все бы было ничего, если бы вслед за КПСС не развалился Советский Союз, в котором она играла роль скрепляющей системы. Кстати, 26 мая Медведев определил для ЕР именно такую роль, объявив, что в силу российских традиций его партия не может представлять собой некую простую машину для голосования, как в ряде других стран.