Сергей Иванов собрал под крыло когорту бывших министров.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Не успели эксперты «переварить» обнародованный в понедельник список министров, как появился новый – президентской администрации. Назначенцы главы государства – сплошь «знакомые все лица»: бывшие министры, оставившие в кабинете Дмитрия Медведева своих замов. Эксперты говорят об удвоении президентского контроля над деятельностью правительства.
Список Путина появился без всякой помпы, просто на сайте главы государства вывешен был соответствующий указ. На фоне чрезвычайно торжественного представления правительства, случившегося накануне, этот шаг прошел незаметно для страны. Но не для экспертов, оживленно комментирующих главный факт: в Кремль, как выяснилось, переместились почти все министры, имена которых накануне не прозвучали в министерском перечне.
Главой администрации Кремля остался Сергей Иванов, который занимал эту должность в последние месяцы президентства Дмитрия Медведева. Секретарем Совбеза Путин оставил Николая Патрушева. А вот его заместителем он сделал экс-главу МВД Рашида Нургалиева. За карьерой которого с интересом следили наблюдатели все последние месяцы, наполненные скандалами в ведомстве. Место Нургалиева в правительстве, как известно, занял глава столичного УВД Павел Колокольцев, и накануне эксперты гадали – свидетельствует ли этот шаг о смягчении или ужесточении политики властей.
Переместилась в администрацию президента и Татьяна Голикова. В должности помощника президента она станет курировать работу своих заместителей в Минздравсоцразвития, разделенном теперь на два ведомства. Министр образования Андрей Фурсенко тоже назначен помощником президента – со сходными функциями. Среди восьми помощников президента (ранее их было шестеро) – также бывшие министры Эльвира Набиуллина, Юрий Трутнев и Игорь Щеголев. Экс-глава Минтранса Игорь Левитин назначен советником президента РФ. Новое в администрации – наличие двух первых замов ее главы Сергея Иванова: компанию Вячеславу Володину составил Алексей Громов. Назначение закономерное: бывший многолетний пресс-секретарь Владимира Путина получил повышение. Как и Дмитрий Песков, назначенный пресс-секретарем президента в ранге заместителя руководителя администрации Кремля.
Любопытный момент: объявлено о сохранивших должности Ларисе Брычевой и Константине Чуйченко – как руководителях Государственно-правового и Контрольного управлений президента, но пока ничего не сказано о назначениях в Управлении внутренней политики. Имиджевый блок назначенцев Путина вчера тоже претерпел изменения. Покинула пост пресс-секретаря президента Наталья Тимакова – в этот же день заступившая на ту же должность, но уже в правительство. Ушел из администрации и Сергей Приходько, ставший одним из двух первых заместителей руководителя аппарата Белого дома, вице-премьера Владислава Суркова. Возглавила департамент по подготовке текстов публичных выступлений премьера Ева Василевская, переместившаяся в правительство вслед за Медведевым.
Думская оппозиция увидела во вчерашних назначениях простое перемещение центра принятия решений в Кремль. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов уверен: «Именно там будет работать настоящее правительство, а новый кабинет станет дублером кремлевского». Эксперты придерживаются сходной точки зрения. Эксперт Института современного развития Борис Макаренко не склонен придавать особое значение именам помощников и советников Путина: «Остается только гадать: будут ли старые министры, как более опытные, стараться командовать новыми? Или они будут только раздавать советы?» В стране, говорит эксперт, возникла очередная бюрократическая конфигурация, и уже ясно, что «никакого кадрового обновления на самом деле не произошло»: «Природа власти не поменялась. А потому по ряду направлений можно ждать конфликтов. В системе госуправления возникнут разного рода бюрократические напряжения, что будет снижать эффективность власти». В Кремле, уверен собеседник «НГ», по сути, сложилось правительство дублеров.
По мнению главы фонда «Эффективная политика» Глеба Павловского, Путин, вернувшись в Кремль, восстанавливает прежнюю схему взаимодействия администрации и правительства: «Правительство работает, а администрация находится над ним и немного в стороне, время от времени его поправляя и программируя. Примерно так же, как Государственную Думу через «Единую Россию». Однако получается, что Медведев как бы заставляет Путина пойти на формирование в правительстве некоего изолированного политического блока – раньше этого премьеру не позволялось, замечает эксперт. «Но при этом возникает ощущение, что сузилась основа для формирования администрации – и не только в отношении кадров, но и концепционно, – указывает Павловский на проблемность ситуации. – Раньше администрация могла себя конструировать под новые задачи. Сегодня, если кадры не попали в правительство, то они должны оказаться в администрации, поскольку это более или менее одна команда. Но при этом они различаются не только руководителями, но и возможностями».
Эксперт напоминает, что оперативным руководством экономики, к примеру, администрация заниматься не сможет: «Получается странный головастик. Большим рыхлым правительством, набитым неплохими специалистами, управляет администрация, которая явно слабее – и по своей организации, и по инерционности кадрового состава. Не очень понятно, как она будет управлять кабинетом министров – этаким кубиром Рубика, стержнем которого является Сурков». Для ручного управления у нынешней администрации не хватит «канцелярского обеспечения», считает собеседник «НГ»: «К примеру, если ему надо управлять внешней политикой, то для этого Путину мало иметь помощника в администрации. А Голикова и Набиуллина тоже не смогут управлять своей сферой, этой махиной в правительстве». По ощущениям Павловского, тандем администрации и правительства сегодня неповоротлив: «Слабой его стороной является администрация, которая поставлена выше своего более сильного партнера». И поэтому, считает эксперт, перемены в администрации могут возникнуть раньше, чем многие ожидают.
Эти опасения разделяет вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский, считающий, что вчера произошла рокировка во власти даже более серьезная, чем 24 сентября прошлого года: «Случился, в сущности, обмен сотрудниками между правительством и администрацией президента». Но, предупреждает эксперт, могут возникнуть сложности во взаимодействии этих двух структур: «Поскольку их совокупный аппаратный вес обещает быть очень серьезным, фактическая конкуренция между ними вырастет».
Туровский предполагает, что события могут развиваться по нескольким сценариям: «В случае усугубления конфликтов эти структуры могут превратиться в два противостоящих друг другу лагеря, поскольку и там и там есть крупные фигуры, которые привыкли и могут управлять политическими процессами. Например, Володин и Сурков – это одна линия. Дворкович и Набиуллина – другая...» Эксперт видит некоторую искусственность в нынешней конструкции администрации президента: «Это временный компромисс в отношениях Путина и Медведева. А для бывших министров это все-таки понижение статуса, поскольку их функционал, в сущности, не определен. Многие из них скорее всего не удовлетворены своим положением и, возможно, будут в скором времени рассматривать для себя новые позиции». Есть и еще один вероятный сценарий, утверждает Туровский: «Нынешняя администрация президента может восприниматься как потенциальный будущий кабинет министров – на случай провала медведевского правительства. Если такой вариант реализуется, то нас может ожидать очередное, уже обратное, перетекание этих людей в правительство. И так до бесконечности».