0
1430
Газета Политика Интернет-версия

21.05.2012 00:00:00

После рокировки

Кирилл Родионов

Об авторе: Кирилл Владимирович Родионов - научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара.

Тэги: медведев, политика, экономика


медведев, политика, экономика Фото Reuters

Закончившееся президентство Дмитрия Медведева с трудом поддается содержательному комментарию. Заняв высший пост в 2008 году, он не проводил структурных реформ в экономике, не осуществлял радикальных перестановок в элите, не выступал с громкими внешнеполитическими инициативами. И это неудивительно: у третьего президента РФ напрочь отсутствовало столь важное для политика качество, как инстинкт власти. Несомненно, в истории он останется как редкий пример президента, который при полном здравии и ясном рассудке отказался баллотироваться на второй срок.

Четыре года назад любимым занятием политологов было обсуждение вопроса о том, каким будет распределение полномочий в тандеме. Несмотря на особенности личных взаимоотношений президента и премьера, в силе осталась старая традиция разделения функций главы государства и главы правительства. В царское время в компетенцию Совета министров входили вопросы госфинансов, сельского хозяйства, дорожного строительства, образования, здравоохранения; Минобороны, Охранное отделение, Министерство иностранных дел подчинялись императору. Эта традиция пережила революции 1917 и 1991 годов – в посткоммунистической России председатель правительства ответственен за экономику и социальную сферу, а президент – за внешнюю политику и безопасность.

Именно в области внешней политики Дмитрий Медведев проявил наибольшую самостоятельность. Главным его достижением в этой сфере стало завершение 18-летних переговоров о вступлении в ВТО. Хотя в ближайшие годы последствия от изменения импортных тарифов для экономики России будут минимальными, в долгосрочном плане вступление в ВТО несет в себе перспективу повышения привлекательности России для иностранных инвестиций. Нельзя не отметить и нормализацию отношений с Западом. После войны в Южной Осетии удалось преодолеть угрозу изоляции России, а затем вывести отношения с США из глубокого тупика, в который они зашли к концу правления Джорджа Буша-младшего.

Важнейшим внутриполитическим событием последнего четырехлетия стали думские и президентские выборы и последовавшие за ними оппозиционные митинги, крупнейшие с начала 1990-х. Политическая реформа, инициированная Медведевым в декабре 2011 года, стала ясным свидетельством того, что в условиях мощного общественного давления власти могут идти на уступки. Да, можно говорить о недостатках нового закона о партиях, в котором сохранился запрет на создание избирательных блоков; можно указывать на антиконституционность фильтров, содержащихся в законе о выборах губернаторов. События последних пяти месяцев лишний раз показали, что для достижения реальной политической либерализации требуется не только общественный протест, но и ясная стратегия действий со стороны представителей оппозиции, которая бы позволяла добиваться намеченных целей.

Эффективная кампания по «ловле жуликов и воров», развернувшаяся прошлой осенью, внесла решающий вклад в существенное снижение результата «Единой России» на парламентских выборах. Одним из главных лозунгов беспрецедентных по масштабу оппозиционных митингов, проходивших зимой, были перевыборы в Госдуму. Эмоционально это требование было верным, однако концентрация на думской кампании, уже ставшей частью истории, увела оппозиционеров от более актуальной повестки дня – президентских выборов. Представители внесистемной оппозиции даже не попытались выдвинуть единого кандидата, хотя разговоры об этом шли. Более того, оппозиционеры не сделали всего возможного, чтобы поддержать Григория Явлинского, наиболее независимого от Кремля кандидата. В результате многие граждане не нашли достойных кандидатов в списке для голосования и не пришли на избирательные участки, что сыграло немаловажную роль в итоговой победе Путина. Именно после этого власти спустили на тормозах анонсированную в декабре политическую реформу.

Однако с президентскими выборами жизнь не заканчивается. В ближайшие годы предстоит множество региональных выборных кампаний. Победа Евгения Урлашова на выборах в Ярославле убедительно показала, что оппозиция может добиваться успехов за пределами МКАД. Однако, когда мы имеем дело с жестким административным прессингом, для победы на региональных выборах необходимы несколько составляющих. Во-первых, нужен сильный кандидат, у которого за плечами нет долгой истории поражений на выборах в том или ином субъекте РФ. Во-вторых, требуется федерализация региональной кампании на ранних стадиях ее развития: местным властям намного сложнее идти на грубые фальсификации выборов, если к ним приковано внимание крупнейших СМИ. Наконец, в-третьих, должна вестись умелая организационно-правовая работа непосредственно в день выборов, предполагающая подачу пакета жалоб наблюдателей на нарушения в ходе голосования; без юридических доказательств победы кандидата-оппозиционера простых заявлений о нечестности прошедших выборов недостаточно.

В последний год президентства Дмитрия Медведева стало очевидно, что борьба за политические права граждан не является бесперспективной. Другой важный итог четырехлетия: окончательно подтвердилось то, что в современной России либерально-бюрократическая модернизация невозможна. Все надежды на реформирование системы просвещенными бюрократами «изнутри», которые эксперты лелеяли на рубеже 2007–2008 годов, оказались несостоятельны.

По всей видимости, президентство Медведева является завершающим этапом эпохи «стабильности», продолжавшейся 12 лет. Сильная зависимость бюджета от нефтегазовых доходов, тяжелейший кризис распределительной пенсионной системы, нестабильность на Северном Кавказе, потеря «Газпромом» существенной доли европейского рынка – с этими и многими другими проблемами правительству придется иметь дело в ближайшие годы. Пока что власти делают ставку на увеличение финансирования плохо работающей государственной машины; этим они очень напоминают руководство позднего СССР. Чем это закончилось, хорошо известно.

Реальных изменений можно ожидать только в случае создания профессиональной альтернативы действующей власти – такой альтернативы, которая добьется победы на федеральных выборах, после чего сможет необратимо изменить страну. Но нужна новая плеяда людей, готовых идти в политику, создавать партии и добиваться результата на выборах всех уровней. Иначе общество так и будет бесконечно ждать, когда же появятся «просвещенные» бюрократы, которые проведут перезревшие десятилетия назад реформы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Любители пива проведут новый съезд в разгар весны

Любители пива проведут новый съезд в разгар весны

Дарья Гармоненко

Для отказа в регистрации использован факт пребывания лидера партии в черном списке налоговиков

0
625
Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Екатерина Трифонова

Длительные свидания в изоляторах разрешат не всем и чисто теоретически

0
666
Украинцы оказались не совсем братским народом

Украинцы оказались не совсем братским народом

Иван Родин

Госдума и МВД инициируют очередное обострение миграционного вопроса

0
1090
"Роскосмос": ракета для грузового корабля "Прогресс МС-29" собрана на "Байконуре"

"Роскосмос": ракета для грузового корабля "Прогресс МС-29" собрана на "Байконуре"

0
443

Другие новости