Владимир Чуров знает, как надо выбирать глав субъектов РФ.
Фото Reuters
ЦИК РФ облегчил работу заксобраниям, составив проект модельного закона о прямых выборах губернаторов. Теперь тем регионам, где выборы должны быть уже осенью, хотя и остается их теперь немного, не надо будет, например, ломать голову над особенностями нотариального заверения подписей муниципальных депутатов и мэров. Кстати, Центризбирком несколько расширил прописанные Госдумой нормы, указав, что проверяться должны все такие подписи без исключения. В целом модельный закон для регионов сохраняет и углубляет жесткость базового федерального закона. Эксперты указывают, что Центризбирком таким образом четко отразил ведущий политический тренд.
На интернет-сайте ведомства размещен модельный законопроект о выборах высших должностных лиц субъектов РФ. Напомним, что тем регионам, где соответствующие кампании должны состояться уже этой осенью, федеральный законодатель предписал откорректировать свои нормативные акты до 1 июля. Между тем в законе о выборах губернаторов на региональное регулирование отписаны важные вещи. Скажем, количество подписей местных депутатов и мэров, которые должен собрать кандидат, чтобы пройти так называемый «муниципальный фильтр». А также – возможности самовыдвиженцев.
Оставался невыясненным и такой важный вопрос: как должны нотариально заверяться, а потом и проверяться избиркомами подписи, поданные муниципалами в поддержку кандидатов? И пусть сейчас количество регионов, которые станут первыми «блинами», уже сократилось до четырех, законодательная работа на местах предстояла немалая. И вот теперь ЦИК облегчил ее до минимального уровня. Региональным парламентариям надо будет лишь подставить в определенные места проекта название своего субъекта и должность, на которую народ будет избирать самого уважаемого в нем человека. Кроме того, Центризбирком, прописывая подробности той или иной нормы, несколько расширил полномочия регизбиркомов.
Например, федеральный закон говорит, что они проверяют «достоверность подписей, проставленных в листах поддержки кандидата». В региональных же законодательных актах ЦИК рекомендует записать так: «Проверке подлежат все подписи, представленные кандидатом для регистрации, и соответствующие им сведения, содержащиеся в листах поддержки кандидата».
Напомним, что ни на выборах в Госдуму и заксобрания регионов, ни в президентских кампаниях все подписи не проверяются. Делается лишь выборка, по которой и принимается решение о достоверности и соответственно достаточности «хороших» подписей для регистрации. А подписи за кандидатов в губернаторы станут проверяться на предмет огромного количества нарушений. Например, не была ли какая-то из них поставлена уже после заверительного автографа нотариуса. Правильно ли указано название муниципального образования – и т.д. При обсуждении закона о выборах губернаторов в Госдуме часто поднимался вопрос о такой новации, как нотариальное заверение подписей муниципалов в поддержку кандидатов. Говорилось, что нотариусов не хватает, в мелких поселениях их вовсе нет, что надо будет собирать депутатов сельсовета и вывозить их в райцентр или, напротив, нанимать нотариуса и привозить его на место и т.д.
ЦИК указал, что по закону при отсутствии нотариусов их функции исполняют должностные лица региональных или муниципальных органов исполнительной власти. То есть получается, что в отдельных случаях мэр какого-нибудь поселка будет сам заверять свою подпись или это сделает его подчиненный. «НГ» попыталась выяснить в ЦИК РФ, для чего надо проверять уже заверенные нотариально подписи муниципалов и как быть в ситуации, когда нотариального действия, по сути, и нет. Однако телефон председателя Центризбиркома Владимира Чурова был временно заблокирован, как и аппарат члена ЦИКа Евгения Колюшина. А член ЦИКа Майя Гришина, отвечающая за избирательное законодательство, была днем недоступна.
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский считает, что в сохранении и углублении Центризбиркомом запретительных норм федерального закона нет ничего неожиданного. По его словам, «это отражение нынешней политической тенденции». И ЦИК хорошо уловил, что закон о выборах губернаторов должен быть, во-первых, максимально ужесточен, во-вторых, удобен для действующих губернаторов или их преемников, а в-третьих, иметь механизмы для отсечения кандидатов от оппозиции. Заметим, что к новым ограничениям можно отнести и прописанный запрет баллотироваться в губернаторы лицу, когда-либо осужденному за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Такого запрета нет ни для кандидатов в депутаты ГД или Заксобрания, ни для кандидата в президенты РФ, ни для претендентов на кресла мэров городов.
Кроме того, губернатором не может избираться человек с действующим административным или уголовным наказанием за экстремизм, а претендента, допустившего такого рода высказывания в ходе кампании, можно будет снимать с забега. Напомним, что определения экстремизма в российском законодательстве до сих пор нет, а есть лишь описание так называемых экстремистских проявлений.