Валентина Матвиенко нуждается в дополнительных рычагах власти.
Фото РИА Новости
Совет Федерации (СФ) объявил об общественном обсуждении своей роли в государственно-политической системе современной России. Председатель СФ Валентина Матвиенко пояснила, что речь идет именно о повышении этой роли. Предлагаются, например, новый принцип формирования верхней палаты и формально полная ее департизация. Совфед хочет, чтобы его законодательные инициативы рассматривались в Госдуме в приоритетном порядке, как президентские и правительственные. Чтобы кабинет министров приходил к нему с ежегодным отчетом. Сенаторы также спрашивают народ, могут ли они официально именоваться именно так. И считают, что им – как в будущем непартийным людям – может быть отдано право назначения всего Центризбиркома, включая председателя.
На официальном интернет-сайте Совета Федерации появилась новая рубрика. Валентина Матвиенко сообщила, что Совфед выносит на сайт подготовленные им предложения, реализация которых, на ее взгляд, «будет способствовать повышению роли и совершенствованию деятельности верхней палаты российского парламента». Матвиенко напоминает, что СФ – один из ключевых государственных органов, конечная инстанция законодательного процесса, которая призвана отбраковывать негодные решения. Но не все в работе ведомства гладко, указывает его председатель, а потому ее надо оптимизировать. Тем более что в результате таких шагов улучшения могут произойти во всей государственно-политической системе.
Напомним, что первым реальным шагом по реформированию СФ можно считать разработанный в нем законопроект о выборном принципе формирования этого органа. Правда, лишь частично. Так, представитель в верхней палате от регионального Заксобрания напрямую выбираться не будет. Предполагается, что им должен быть один из избранных в него депутатов. Голосовать жители того или иного субъекта РФ смогут только за сенатора, представляющего исполнительную власть. В законопроекте СФ написано, что каждый кандидат в губернаторы обязан в ходе своей избирательной кампании выдвинуть троих кандидатов в члены Совфеда. В случае победы какого-то претендента на губернаторский пост один из его выдвиженцев, набравший максимальное количество сторонников, идет работать в Совет Федерации.
Интересно, что для кандидатов в сенаторы вводится ценз оседлости, то есть постоянное проживание в регионе не менее пяти лет, исключение составляют действующие депутаты Госдумы, члены СФ и федеральные министры. Для тех, кто сенатором уже стал, зафиксировано требование приостановить членство в партии. Эта норма и выносится на всенародное обсуждение.
Совет Федерации всегда пропагандировался не как партийный орган, а как палата регионов. При его прежнем председателе Сергее Миронове было именно так. Более того, он распустил группу «Федерация», куда входило подавляющее большинство сенаторов, в миру – членов «Единой России». Правда, Миронов при этом делал все, чтобы в верхнюю палату попало как можно больше представителей его партийных структур, хотя, надо отдать ему должное, каким-то образом организовать их он не пытался. Теперь Матвиенко настаивает: каждый сенатор должен департизироваться. О себе самой говорит еще радикальнее: дескать, когда такое решение будет принято, она выйдет из руководящих органов ЕР, а может быть, и из партии в целом.
Верхнюю палату не вполне устраивает ее нынешний статус. Фото PhotoXPress.ru |
Впрочем, такая демонстративная непартийность СФ все равно никого обмануть не сможет. Ведь как минимум половина его членов – от Заксобраний – точно будут людьми партийными.
А вторая половина – от губернаторов – в значительной степени. И какая эта партийность, тоже понятно всем. Потому что, как известно, руководители и парламенты значительного количества субъектов РФ состоят в ЕР.
Так что предложение разрешить Совфеду полностью формировать Центральную избирательную комиссию РФ и даже назначать ее председателя вряд ли окажется популярным. Ведь уже обсуждается гораздо более демократический вариант формирования всех избиркомов – исключительно теми партиями, которые работают в Госдуме, региональных Заксах и муниципальных советах. А вот идея СФ придать своим законопроектам статус приоритетного рассмотрения, как это есть сейчас у инициатив президента и правительства, выглядит вполне адекватной. Потому что если этого нет, то возникает вопрос: а для чего же политическим силам так стремиться к победам на региональном уровне, формировать большинство в парламентах, продвигать губернаторов – а потом не иметь возможности докричаться до Кремля и Госдумы с каким-то своим предложением.
Аппетит у верхней палаты все растет. Например, сейчас Конституция требует от правительства раз в год отчитываться перед ГД о проделанной работе. Совфед считает, что исполнительная власть должна отчитываться и перед ним. Или по крайней мере делать это на совместном заседании обеих палат Федерального собрания. Настаивают сенаторы и на том, чтобы вернуть себе полномочия по назначению аудиторов Счетной палаты. Кстати, слово «сенатор», которое сейчас употребляется в СМИ исключительно для облегчения текстов, теперь, как предлагает СФ, может стать вполне официальным. Ну и заодно и сам Совет Федерации можно было бы называть Сенатом. И такое предложение тоже выносится на всенародное обсуждение.