Фото Reuters
Заседание Общественной палаты России, где на прошлой неделе планировалось обсудить проблему обеспечения постоянным жильем военнослужащих, увольняемых в запас и отставку, закончилось скандалом. На встречу с комиссией ОП по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов не пришел ни один из приглашенных руководителей Минобороны, отвечающих за решение этой задачи. Председатель комиссии Александр Каньшин вынужден был отменить слушания и вместо них провести пресс-конференцию, где высказал все, что он думает о том, как военные выполняют распоряжение президента и премьера раз и навсегда закрыть квартирный вопрос армии.
«Министерство обороны уже сорвало в 2010 году выполнение поручения президента страны по обеспечению постоянным жильем военнослужащих, обосновав свой провал неточным подсчетом количества нуждающихся в жилье, – заявил глава комиссии ОП. – Где гарантия, что чиновники Минобороны снова не сорвут поручение президента по обеспечению постоянным жилье военнослужащих к концу 2012 года, а служебным – в 2013 году?»
Ответа на этот вопрос не последовало. Он очевиден. Планы руководителей военного ведомства, их обещания и бодрые доклады постоянно расходятся с фактами реальной жизни. До сих пор без крыши над головой с начала проведения военной реформы или «придания нового облика армии» остаются 54 200 человек. Это без тех, кто хочет реализовать свое право на получение жилья через государственные жилищные сертификаты. Таких на сегодняшний день еще 5700 человек. Правда, 130 тыс. за последние четыре года все же обрели крышу над головой. В распоряжении, то есть находящиеся за штатом военного ведомства, но не уволенные в запас и отставку, хотя и не выполняющие никаких служебных обязанностей, тем не менее получающие положенное по закону денежное довольствие, находятся 33 500 офицеров. И тоже из-за того, что не могут получить положенные им квартиры. На их получку за последние три года израсходовано около 40 млрд. руб. При этом для армии построены, но не введены в эксплуатацию 59 600 квартир. И на их содержание тоже тратятся миллионы бюджетных средств. Кроме того, Минобороны просит у Минфина увеличить чуть ли не в четыре раза средства, отпущенные на решение жилищной проблемы военных, с 94,5 млрд. до 366 млрд. руб.
Все эти цифры звучали на расширенном заседании Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации, которое прошло фактически накануне скандально несостоявшегося заседания Общественной палаты. Их называли заместители министра обороны Дмитрий Чушкин и Татьяна Шевцова, аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов. Там же, в Совете Федерации, начальник управления Главной военной прокуратуры генерал-майор юстиции Александр Никитин заявил, что к ответственности за нарушение прав военнослужащих в сфере обеспечения их жильем привлечены 700 сотрудников силовых структур. Хотя и не все они из Минобороны. При этом в отношении 30 возбуждены уголовные дела.
И еще несколько цифр, которые привел в своем выступлении Александр Каньшин. «За последнее время сменилось семь заместителей министра обороны, которые занимались строительством. Пять начальников департаментов, ответственных за вопросы обеспечения жильем». При этом, как подчеркнул член Комитета по обороне Государственной Думы Михаил Савин, большинство из этих сотрудников никогда не имели отношения к жилищному строительству и не знают жизни военных, но получают зарплаты, которые военным и не снились. Естественно, при таком подходе к организации работы по решению одной из самых трудных и, пожалуй, одной из самых ответственных проблем военной реформы порядка никогда не будет. И увольнение министра обороны, как предлагает председатель комиссии ОП, здесь ничего не меняет.
Проблема в том, что учетом и обеспечением жильем военнослужащих в Министерстве обороны занимаются пять структур. Но нет координирующего органа, связанного с организацией всего спектра вопросов, касающегося обеспечения жильем военнослужащих. Более того, весь процесс постановки человека на учет как нуждающегося в постоянном жилье, так и с его выделением, распределением квартир страшно запутан и абсолютно непрозрачен. При том, что на телеканале «Звезда» и на сайте военного ведомства постоянно присутствует реклама жилищного департамента и списков нуждающихся, куда может обратиться каждый человек, стоящий в очереди на квартиру, и получить исчерпывающий ответ, где и какое жилье выделено его семье. Но, жалуются люди, ни дозвониться до «квартирных чиновников», ни понять что-то из приведенных на сайте материалов практически невозможно.
В ГВП считают, что надо начинать не с Москвы, а с регионов, где необходимо увеличить количество чиновников, которые там занимаются контролем и распределением жилья. И повысить ответственность этих специалистов за расходование средств, направленных на эти цели.
Повышать ответственность и контроль, конечно, надо – с этим спорить невозможно. Но и спрос с непрофессиональных, нерадивых и вороватых чиновников тоже. Не только увольнением с выплатой им очень приличных выходных пособий, как это до сих пор происходит в Департаменте жилищного обеспечения Минобороны. А наоборот – серьезными денежными штрафами за ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей, за черствость и волокиту в отношении к служивым людям.
И еще. Сейчас много говорят и спорят о том, кто придет на смену Анатолию Сердюкову и станет новым министром обороны. Думается, менять главу военного ведомства в тот момент, когда реформа не закончена ни по одному из важнейших направлений, в том числе и жилищному, мягко говоря, нецелесообразно. Придут новые люди, им нужно будет долго вникать в дело. Ситуация опять затянется. Может, применить революционный метод – никого не менять, пока наконец-то не выполнят указание президента?!