Дмитрий Медведев не смог избавить свой законопроект от поправок, мешающих прямым выборам губернаторов.
Фото с официального сайта президента РФ
Первые выборы губернаторов пройдут во второе воскресенье октября 2012 года. В комитете Госдумы по конституционному законодательству, который вчера отработал последние поправки к тексту, отмечают, что никаких фильтров в нем не предусматривается. Накануне о том же заявил и президент Дмитрий Медведев. Впрочем, он призвал с окончательными оценками повременить. При этом разработанный в ГД механизм отбора кандидатов представляет собой уже не фильтр, а практически барьер для выдвиженцев от оппозиционных партий.
Дмитрию Медведеву на недавней встрече с «открытым правительством» думскую работу над законом о выборах губернаторов привели как пример, когда первоначальная задумка по ходу дела превращается в нечто противоположное.
Такой подход безусловно подрывает доверие граждан к власти, сначала что-то пообещавшей, а затем от своего слова, по сути дела, отказывающейся. В дискуссию с президентом на эту тему, напомним, вступил главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. Медведев выразил свое несогласие с оппонентом: «Вы еще пока не видели того законопроекта, который будет рассматриваться во втором чтении. Там нет трех фильтров. Я его видел. Сейчас ехал в машине, просмотрел. Там вообще нет фильтров в традиционном понимании этого слова. Там действительно есть две модели, которые были и в первом варианте, который я вносил, в скрытом виде. И еще одна модель, которую мы анализировали».
Что означают эти немного туманные рассуждения Медведева? Имеется в виду, что в его первоначальном проекте предусматривались консультации по кандидатам в губернаторы с партиями, их выдвинувшими. Второй – партийный фильтр – предлагал не он, а Совет Федерации. Настаивавший, что своего человека может предложить не любая партия, а только та, у которой есть либо фракция в ГД, либо депутаты в Заксобрании региона, либо какое-то количество мест в муниципалитетах. Тут президент, видимо, уже сам запутался. Ну а еще одна «модель», которая анализировалась, – это есть не что иное, как созданный сейчас муниципальный фильтр. Стоит отметить, что при этом глава государства в данном случае отступил от прежней своей позиции, когда считалось, что депутаты не должны сильно править президентские инициативы. Медведев прямо заявил: «Но в конечном варианте за все это будет голосовать Государственная Дума. И пусть уж она сама решает, сколько нужно оставлять механизмов для консультаций: один, два или ни одного». И добавил, что у него есть право не подписывать закона, с которым он не согласен.
Интересно, что в профильном комитете ГД так и не смогли разъяснить вчера, какой же вариант закона в своем авто мог во вторник читать президент, если окончательный его текст был составлен только вчера. Причем отдельными нюансами он на самом деле отличается от того, который в предварительном порядке обсуждался в понедельник и о котором уже писала «НГ» (см. номер от 16.04.12).
Ряд этих уточнений очень сильно обеспокоил вчера думскую оппозицию. Например, зампред комитета ГД по конституционному законодательству Сергей Иванов (ЛДПР) заметил, что в процедуре сбора подписей муниципалов появилось маленькое словечко, да еще к тому же и в скобочках. Если раньше было написано, что собираются автографы местных депутатов и избираемых мэров, то вот теперь указано: «(или)». Иванов спросил, надо ли это понимать так, что в каком-то регионе законом будет установлено: собираются подписи только мэров. Которых меньше, чем депутатов, а значит, и сбор будет облегчен. Глава комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин четкого ответа на этот вопрос давать не стал. По его мнению, это и так всем понятно – для чего же применяется такая конструкция фразы. Тем не менее недосказанность осталась.
Еще одно уточнение, вроде бы редакционного плана, появилось в статье, описывающей механизм отзыва губернатора населением. Эта процедура, как уже писала «НГ», необычайно трудоемкая. Один из ее этапов – получение решения суда о том, что глава региона нарушает законы или не исполняет свои обязанности. Подавать иск могут партии и их региональные отделения, общественные организации, а также группы граждан. Сначала было написано именно так, но вчера была сделана ремарка – «в количестве не менее ста человек». Объяснение последовало такое: если дать право обращаться в суд каждому гражданину, то процесс по сути дела импичмента губернатору может стать бесконечным. Однако, мол, на самом деле подача иска в суд еще ничего не значит, а главное, помешать работе руководителя субъекта РФ на благо народу никак не может.
Таким образом, картина выдвижения той или иной партией своего кандидата в губернаторы получается весьма интересной. Скажем, претендент должен проявлять свою активность как можно раньше. Ведь свободных нотариусов, которые должны будут заверять подписи муниципалов, не так и много. А главное, не так много и самих этих подписантов, которых, если кандидатов будет под два десятка, на всех может и не хватить. То есть первая заповедь кандидата – скорость и еще раз скорость.
Впрочем, если состоишь в «Единой России», то можно и не спешить. Однопартийцев хватит с избытком. Кандидату-единороссу также можно будет и не заморачиваться с деньгами, которые надо будет найти на оплату услуг нотариуса. А вот оппозиционеру без круглой суммы в кармане дело лучше и не начинать. По некоторым оценкам, первоначальный этап кампании будет стоить не менее полумиллиона рублей.
При этом предстоят еще и большие транспортные расходы: потому что если за единоросса подписи скорее всего будут подаваться в централизованном порядке, то оппозиционным партийцам придется изрядно помотаться по городам и весям региона. А потом надо будет еще и внимательно следить – не откажется ли от своего автографа подписавшийся, как выяснится, не за того кандидата муниципал. Ведь избирательные комиссии будут вести строгую проверку подписных листов, не обращая внимания ни на какие нотариальные печати. И в случае сомнения станут требовать от подписанта письменного подтверждения его закорючки. Так что еще одна заповедь кандидата от оппозиции – ни в коем случае не расслабляться. В общем, само «прямое голосование населения», как сказал Медведев в своем Послании парламенту, по сравнению с вышеописанной процедурой будет представлять собой уже совершенно легкое дело. Правда, непонятно: на каком основании следует считать такие выборы «прямыми»?