0
2828
Газета Политика Интернет-версия

19.04.2012 00:00:00

Выборы без фильтров, но с барьерами

Тэги: выборы, губернаторы, закон


выборы, губернаторы, закон Дмитрий Медведев не смог избавить свой законопроект от поправок, мешающих прямым выборам губернаторов.
Фото с официального сайта президента РФ

Первые выборы губернаторов пройдут во второе воскресенье октября 2012 года. В комитете Госдумы по конституционному законодательству, который вчера отработал последние поправки к тексту, отмечают, что никаких фильтров в нем не предусматривается. Накануне о том же заявил и президент Дмитрий Медведев. Впрочем, он призвал с окончательными оценками повременить. При этом разработанный в ГД механизм отбора кандидатов представляет собой уже не фильтр, а практически барьер для выдвиженцев от оппозиционных партий.

Дмитрию Медведеву на недавней встрече с «открытым правительством» думскую работу над законом о выборах губернаторов привели как пример, когда первоначальная задумка по ходу дела превращается в нечто противоположное.

Такой подход безусловно подрывает доверие граждан к власти, сначала что-то пообещавшей, а затем от своего слова, по сути дела, отказывающейся. В дискуссию с президентом на эту тему, напомним, вступил главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. Медведев выразил свое несогласие с оппонентом: «Вы еще пока не видели того законопроекта, который будет рассматриваться во втором чтении. Там нет трех фильтров. Я его видел. Сейчас ехал в машине, просмотрел. Там вообще нет фильтров в традиционном понимании этого слова. Там действительно есть две модели, которые были и в первом варианте, который я вносил, в скрытом виде. И еще одна модель, которую мы анализировали».

Что означают эти немного туманные рассуждения Медведева? Имеется в виду, что в его первоначальном проекте предусматривались консультации по кандидатам в губернаторы с партиями, их выдвинувшими. Второй – партийный фильтр – предлагал не он, а Совет Федерации. Настаивавший, что своего человека может предложить не любая партия, а только та, у которой есть либо фракция в ГД, либо депутаты в Заксобрании региона, либо какое-то количество мест в муниципалитетах. Тут президент, видимо, уже сам запутался. Ну а еще одна «модель», которая анализировалась, – это есть не что иное, как созданный сейчас муниципальный фильтр. Стоит отметить, что при этом глава государства в данном случае отступил от прежней своей позиции, когда считалось, что депутаты не должны сильно править президентские инициативы. Медведев прямо заявил: «Но в конечном варианте за все это будет голосовать Государственная Дума. И пусть уж она сама решает, сколько нужно оставлять механизмов для консультаций: один, два или ни одного». И добавил, что у него есть право не подписывать закона, с которым он не согласен.

Интересно, что в профильном комитете ГД так и не смогли разъяснить вчера, какой же вариант закона в своем авто мог во вторник читать президент, если окончательный его текст был составлен только вчера. Причем отдельными нюансами он на самом деле отличается от того, который в предварительном порядке обсуждался в понедельник и о котором уже писала «НГ» (см. номер от 16.04.12).

Ряд этих уточнений очень сильно обеспокоил вчера думскую оппозицию. Например, зампред комитета ГД по конституционному законодательству Сергей Иванов (ЛДПР) заметил, что в процедуре сбора подписей муниципалов появилось маленькое словечко, да еще к тому же и в скобочках. Если раньше было написано, что собираются автографы местных депутатов и избираемых мэров, то вот теперь указано: «(или)». Иванов спросил, надо ли это понимать так, что в каком-то регионе законом будет установлено: собираются подписи только мэров. Которых меньше, чем депутатов, а значит, и сбор будет облегчен. Глава комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин четкого ответа на этот вопрос давать не стал. По его мнению, это и так всем понятно – для чего же применяется такая конструкция фразы. Тем не менее недосказанность осталась.

Еще одно уточнение, вроде бы редакционного плана, появилось в статье, описывающей механизм отзыва губернатора населением. Эта процедура, как уже писала «НГ», необычайно трудоемкая. Один из ее этапов – получение решения суда о том, что глава региона нарушает законы или не исполняет свои обязанности. Подавать иск могут партии и их региональные отделения, общественные организации, а также группы граждан. Сначала было написано именно так, но вчера была сделана ремарка – «в количестве не менее ста человек». Объяснение последовало такое: если дать право обращаться в суд каждому гражданину, то процесс по сути дела импичмента губернатору может стать бесконечным. Однако, мол, на самом деле подача иска в суд еще ничего не значит, а главное, помешать работе руководителя субъекта РФ на благо народу никак не может.

Таким образом, картина выдвижения той или иной партией своего кандидата в губернаторы получается весьма интересной. Скажем, претендент должен проявлять свою активность как можно раньше. Ведь свободных нотариусов, которые должны будут заверять подписи муниципалов, не так и много. А главное, не так много и самих этих подписантов, которых, если кандидатов будет под два десятка, на всех может и не хватить. То есть первая заповедь кандидата – скорость и еще раз скорость.

Впрочем, если состоишь в «Единой России», то можно и не спешить. Однопартийцев хватит с избытком. Кандидату-единороссу также можно будет и не заморачиваться с деньгами, которые надо будет найти на оплату услуг нотариуса. А вот оппозиционеру без круглой суммы в кармане дело лучше и не начинать. По некоторым оценкам, первоначальный этап кампании будет стоить не менее полумиллиона рублей.

При этом предстоят еще и большие транспортные расходы: потому что если за единоросса подписи скорее всего будут подаваться в централизованном порядке, то оппозиционным партийцам придется изрядно помотаться по городам и весям региона. А потом надо будет еще и внимательно следить – не откажется ли от своего автографа подписавшийся, как выяснится, не за того кандидата муниципал. Ведь избирательные комиссии будут вести строгую проверку подписных листов, не обращая внимания ни на какие нотариальные печати. И в случае сомнения станут требовать от подписанта письменного подтверждения его закорючки. Так что еще одна заповедь кандидата от оппозиции – ни в коем случае не расслабляться. В общем, само «прямое голосование населения», как сказал Медведев в своем Послании парламенту, по сравнению с вышеописанной процедурой будет представлять собой уже совершенно легкое дело. Правда, непонятно: на каком основании следует считать такие выборы «прямыми»?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
931
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
582
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1135
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1125

Другие новости